Он констатировал, что за последние четыре года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено порядка 1,9 трлн тенге, однако аудит показал, что доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72%.
«Ключевым фактором, способствующим разрушению дорог», Смаилов считает «проезд тяжеловесных транспортных средств с нарушением разрешенной массы».
«Эта проблема существует и никак не решается долгие годы по причине лоббирования интересов отдельных участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции государственных органов. Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений», - заявил он.
Смаилов считает, что нужен «категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования», а также необходимо ужесточить ответственность за причиняемый ущерб государству.
Кроме этого, ухудшению состояния дорог способствует реализация проектов по среднему ремонту дорог – такие проекты не требуют разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы.
Также, по данным Смаилова, установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства, а сроки реализации этих проектов затягиваются.
«Это привело к потерям республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов; к удорожанию проектов на 294 млрд тенге; к оплате АО «НК «КазАвтоЖол» 21 млрд тенге не подтвержденных понесенных затрат», - заявил глава Высшей аудиторской палаты.
Смаилов также сообщил, что эффект от привлеченных средств под гарантию государства никак не оценивается, не анализируется себестоимость реализуемых за счет таких средств проектов на предмет возможного удешевления. По его словам, стоимость 1 км дорог за счет гарантированных займов дороже стоимости строительства за счет бюджетных средств в среднем в три раза.
Другими проблемами он назвал дефицит строительных материалов и их низкое качество, что отражается на себестоимости строительства и ремонта дорог и на своевременности реализации проектов; неэффективное проведение экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог; остаточный принцип финансирования работ по текущему содержанию дорог, недоукомплектованность АО «НК «КазАвтоЖол» дорожно-эксплуатационной техникой, необходимой для содержания автодорог республиканского значения.\