Депутаты предлагают изменить многое, начиная от собственно понятия "коррупция". По их видению, это "использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, адвокатами, частными нотариусами, частными судебными исполнителями своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц путем предоставления благ и преимуществ".
Предлагается ввести новую статью "Антикоррупционное воспитание". Под таким воспитанием депутаты подразумевают "деятельность субъектов противодействия коррупции по формированию в обществе культуры нетерпимости к коррупции и соответствующей гражданской мотивации, а также внедрению моделей антикоррупционного поведения. Формы и методы антикоррупционного воспитания, механизм взаимодействия с институтами гражданского общества определяется субъектами противодействия коррупции самостоятельно". Правительство же в своем заключении предлагает рассматривать антикоррупционное воспитание лишь как часть мер "по формированию антикоррупционной культуры, наряду с которой необходимо рассмотреть информационно-пропагандистскую и иную социально-значимую деятельность субъектов противодействия коррупции".
Законопроектом предлагается расширить и список субъектов, которые могут совершать коррупционные правонарушения. Помимо госслужащих, к ним предложено отнести также адвокатов, нотариусов, частных судебных исполнителей. А к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, приравнять людей, работающих в организациях квазигосударственного сектора. Правительство, как выяснилось, не поддерживает идею о включении в список адвокатов и нотариусов, поскольку это "противоречит сути и природе частной нотариальной и адвокатской деятельности, а также деятельности в области частного исполнительного производства".
Разумеется, помимо просто расширения списка субъектов, предлагается ввести для них ряд ограничений и обязанностей. В частности, депутаты хотят ввести финансовый контроль - путем декларирования соответствующими категориями лиц не только доходов и имущества, но и расходов, как для собственно людей, уполномоченных выполнять государственные функции, так и для их супругов, Согласно законопроекту, эти декларации должны публиковаться. Занимающие политические государственные должности и административные государственные должности корпуса "А" публикуют их на официальном сайте госоргана, где они работают, депутаты парламента и маслихатов на сайте соответствующих представительных органов власти, судьи - на сайте Верховного суда, акимы городов районного значения, сельских округов, поселков и сел, члены выборных органов местного самоуправления - на сайтах акиматов и маслихатов.
Правительство это предложение поддержало лишь частично. Во-первых, в перечень оказались не включены руководящие должностные лица субъектов квазигосударственного сектора. "Такой выборочный подход вызывает определенные сомнения, поскольку указанные лица наравне с должностными лицами госорганов подпадают под действие мер финансового контроля", - отмечается в заключении кабмина на законопроект. Что же касается публикации деклараций на сайтах госорганов, то, по мнению правительства, "следует придерживаться решения, принятого на заседании Национальной комиссии по модернизации от 6 июня 2015 года, согласно которому режим обязательного опубликования деклараций должен вступить в действие с 2020 года и только в отношении высших должностных лиц, политических служащих, судей".
Законопроектом предлагается запретить лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и приравненных к ним (за исключением кандидатов в президенты, в депутаты парламента и маслихатов, в члены выборных органов местного самоуправления, и лиц, осуществляющих свою деятельность в субъектах квазигосударственного сектора, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Запрещено им и самостоятельно участвовать в управлении хозяйствующим субъектом; заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением приобретения и (или реализации паев открытых и интервальных паев инвестиционных фондов, облигаций на организованном рынке ценных бумаг, акций коммерческих предприятий (простые акции в объеме, не превышающем 5% от общего количества голосующих акций организации), а также передача в имущественный наем жилища. Отдельно оговорено, что председателю Национального банка и его заместителям запрещено приобретение паев инвестфондов, облигаций и акций коммерческих компаний.
Также запрещается "лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций и приравненных к ним иметь на праве собственности движимое и недвижимое имущество, а также банковские счета за пределами Казахстана". Правительство эту норму не поддержало, объяснив тем, что "в соответствии с гражданским кодексом имущество, не относящееся к недвижимому имуществу, признается движимым имуществом, к которому относятся также предметы личного потребления". Что касается банковских счетов, то они, по мнению кабмина, могут открываться "при обстоятельствах, которые могут не иметь противоправные признаки". К таким обстоятельствам можно отнести необходимость открытия банковского счета в целях получения образования, лечения и наследства, а также обстоятельства, связанные со служебными обязанностями. В связи с этим установление таких ограничений правительство считает преждевременным.
Законопроектом определен и уполномоченный орган в сфере противодействия коррупции - агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции. Агентство будет ежегодно готовить и вносить президенту страны Национальный доклад по противодействию коррупции. Доклад будет формироваться на основе результатов работы агентства по выявлению причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений, деятельности государственных органов, физических и юридических лиц.
Органы по противодействию коррупции предложено наделить такими полномочиями, как: проводить проверки, осуществлять оперативно-розыскную, административную и следственную деятельность, а также досудебное расследование; изымать или производить выемку документов, товаров; требовать производства ревизий, налоговых и других проверок, аудита. Оговорена в законопроекте и защита "доносителя": "лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, предусмотренном правительством".
Депутаты предлагают распространить действие закона не только непосредственно на граждан страны, но и "в отношении должностных лиц иностранных государств и международных организаций, осуществляющих свою деятельность в Казахстане или вступающих в отношения с должностными лицами, государственными органами, физическими и юридическими лицами Республики Казахстан вне ее территории".