Лариса Юн-Бойевна, какие лекарственные средства сегодня отпускаются по рецептам?

Давайте сразу разграничим: все препараты делятся на рецептурные и безрецептурные. Рецептурных у нас сегодня 5871, и это те препараты, которые выдаются по рецепту во всем мире. Еще на этапе регистрации препарата сразу определяются параметры, что относится к рецептурным, что к безрецептурным. На сегодняшний день у нас зарегистрировано 7713 наименований, из них безрецептурных 1842. 

Нового здесь никто ничего не придумал. Во всех странах, в том числе и развитых, есть препараты рецептурные. Первый закон о лекарственных средствах в нашей стране вышел в 1992 году, в соответствии с которым все рецептурные препараты должны отпускаться по рецептам. Но, к сожалению, это беда наших всех стран бывшего Советского Союза - многие рецептурные препараты на сегодняшний день, в наших странах отпускаются не по рецепту, хотя положено отпускать по рецептам врача. Однако в странах Европейского союза рецептурный препарат невозможно купить просто так, без рецепта. Там законы очень жесткие, никто никогда не отпустит без рецепта. В связи с разной ментальностью наших народов эту проблему одномоментно решить невозможно. Необходима информационная работа, так как отпуск рецептурных препаратов без назначения врача сильно вредит в первую очередь пациентам. Это - самолечение. 

 Минздрав очень долго говорил об отпуске антибиотиков строго по рецептам...

Да, антибиотики должны отпускаться только по рецепту, по назначению врача. Каждое лекарство - это польза, либо риск. При неправильном и бесконтрольном применении оно может навредить. Какие последствия бывают от бесконтрольного приема антибиотиков, всем, наверное, известно. 

Антибиотики нежелательно назначать детям до 12 лет, любое назначение должно быть обосновано. И вообще все препараты, не только антибиотики, я могу четко сказать, имеет пользу и риск. А где граница - это знает только специалист, врач или фармацевт. Поэтому, когда сам пациент берет на себя ответственность и просит рецептурный препарат без назначения врача, он вредит сам себе, своему здоровью. 

Если говорить об антибиотиках, они делятся на несколько поколений. Когда доктор назначает антибиотики, он идет от самого простого к более сложному. Более сложные, нового поколения допустим, аминогликозиды или цефалоспорины должны назначаться не всем. Когда врач ставит диагноз, он исходит из того, какие клинические данные и показания для назначения антибиотиков имеются, учитывая при этом пользу и вред. А когда же сам пациент приобрел без рецепта антибиотик нового поколения, допустим, сумамед - он только себе вредит. Когда же при простом заболевании, например, ОРВИ, сразу назначают некоторые пациенты сами себе антибиотики – это неправильно, это делает хуже. Потому что завтра, например, если будет более осложненное инфекционное заболевание, сепсис, или когда понадобится сложная операция и нужен будет антибиотик четвертого поколения, он может уже не помочь этому пациенту, потому что разовьется антибиотикорезистентность. Вот где вред. Поэтому назначение врача необходимо. Это же делается не для того, чтобы создать некие препоны или ограничения для людей, а наоборот, сохранить их здоровье.

Ну, тем же ОРВИ многие болеют чуть ли не каждый месяц. Лечение стандартное. И зачем идти к врачу - чтобы получить такое же назначение, например, на ампициллин, которым и в прошлый раз лечили? И сидеть при этом в очереди, с такими же больными, тратить на эту очередь множество времени.

Если мне сегодня помог ампициллин - это сегодня он помог. Но что он поможет завтра - не обязательно. Диагноз должен поставить и назначить препарат должен только врач. Дозы, диагноз, подбор препаратов - все это делает врач и только врач. 

Поймите, каждый препарат имеет свои особенности. Одни препараты необходимо принимать до еды, другие после еды, препараты кальция вообще желательно запивать молоком и так далее. А многие запивают и чаем, и кофе. А ведь тот же кофеин при взаимодействии с лекарствами дает определенную химическую реакцию. Вещества взаимодействуют между собой. И вся эта химическая реакция происходит в организме человека и тем самым пациент наносит себе вред. 

Есть ощущение, что вы сейчас говорите об идеальном враче, а таких у нас мало. Чаще или штампуют назначения по шаблону, или вообще наугад советуют. Или - подтверждают то назначение, которое пациент сам себе сделал. 

Согласна, здравоохранение сегодня не идеально. Но для этого вся работа и проводится. То, о чем мы сегодня говорим - это должно быть так. Врач должен быть такой, идеализированный, врач должен лечить, и мы должны к этому стремиться. Мы же не говорим - везде все плохо, и я поэтому не пойду на работу. Вот стоим на остановке, ждем автобус, он подходит полный, но мы же не говорим: «Не поеду на работу, потому что в автобусе людей много». 

Да, к сожалению, во всех системах есть хорошее и плохое. Но мы стремимся к тому, чтобы наше здравоохранение было хорошим. Ни в одной стране мира нет людей, полностью довольных системой здравоохранения. Государство сегодня всемерно поддерживает систему здравоохранения, чтобы она была пациентоориентированной. Мы же, работники системы здравоохранения, должны все сделать для того, чтобы улучшить эту работу. И хороших врачей у нас очень много. 

А как быть хроническим больным? Например, те же астматики - они прекрасно знают, что без ингалятора им в буквальном смысле не выжить. Но если вчера они покупали эти ингаляторы спокойно в аптеках, теперь им каждый месяц придется бегать за рецептами?

Для хронических больных проблем нет. Данные вопросы урегулированы приказами министерств. Им не надо ходить каждый месяц выписывать рецепт, врач может выписать на три месяца рецепт. Врачи знают о том, что хроническим больным можно выписывать препарат на три месяца. 

Но каждые три месяца все равно ходить?

А здесь, извините, для пациента это надо. Врач обязан мониторить мое состояние здоровья в динамике. И мне это надо как пациенту - хотя бы раз в три месяца бывать на приеме у врача. Если я не хочу ходить - я наношу вред только себе. 

Ну а если нет нужды в таком постоянном контроле? Препарат подобрали, он помогает, зачем бегать-то постоянно? Станет хуже - тогда схожу. 

Только врач может определить уровень здоровья пациента, при этом он наблюдает в динамике за пациентом, лучше ему стало с этим препаратом или нет. Надо обязательно фиксировать динамику - может, человеку лучше, а может, хуже от этого препарата. Пациент должен быть под наблюдением. 

Чтобы было проще, в рамках программы «Денсаулык» мы сейчас отрабатываем единую информационную программу. Допустим, в рамках бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения у нас есть информационная программа, можно выписывать рецепты и в бумажном и в электронном формате. Обсуждаются варианты создания единой электронной базы пациентов и назначений лекарственных препаратов, выписанных врачами. Как в европейских странах - чтобы не ходить за этим рецептом, а просто по информационной программе получать сообщение о том, в какой аптеке я могу получить тот препарат, который мне нужен. В рамках страховой медицины все эти вопросы будут учтены. Мы над этим сейчас работаем. 

А антигистаминные препараты? Ну вот я аллергик, знаю, какой препарат мне помогает, уже много лет им пользуюсь. Зачем мне ходить постоянно к врачу за этим рецептом?

Антигистаминные препараты - однозначно отпускаются по рецептам. Во-первых, многие из них вызывают сонливость, их нельзя назначать водителям транспортных средств. А есть еще и другие побочные действия, на которые надо обращать внимание – когда и кому можно назначать. А какой препарат сегодня вам помогает? С чего вы начали? 

С другого препарата. Потом он перестал помогать, да.

Ну вот, видите! Хорошо, год вам помогает препарат, два, три. А вдруг произойдет мутация аллергенов, вы уверены, что препарат снова будет вам помогать? Это только врач должен посмотреть и подобрать вам соответствующий препарат. Разве так сложно раз в три месяца, в 90 дней пойти к врачу? Тем более, это в ваших интересах. 

В очереди не хочется сидеть и время терять зря.

Во-первых, не зря, а для того, чтобы показаться врачу, пройти обследование и получить квалифицированное назначение. Во-вторых, в очереди сидеть не придется. Мы работаем над внедрением информационной системы, которая нивелирует очереди. Например, по опыту Нидерландов, Дании - там у каждого застрахованного пациента есть свой чип, и по этому чипу врач может информировать пациента. Я выбираю аптеку, если я с хроническим заболеванием, я постоянно на этом препарате, мне он помогает, за мной наблюдает врач и динамически все мои показатели медицинские нормальные, то мне достаточно будет раз в три месяца приходить в аптеку и получать этот препарат. И сумма, необходимая за препарат, будет уже отчисляться страховой компании. Это мы обсуждаем, и все будет очень просто, пациент будет видеть, когда и в какую аптеку он может подойти за необходимым препаратом. 

И когда эта система начнет работать?

Это будет в рамках страховой медицины. В системе будут данные о клинике, враче, заболеваниях, аптеках, препаратах. Поэтому бегать по кабинетам и сидеть в очередях не придется. Вы сами будете выбирать, к какому врачу пойти, и все это будет отражаться в системе.

Кроме того, есть и финансовая составляющая. Больший охват рецептурных препаратов должен покрываться государством. Почему в европейских странах нет этой проблемы с рецептурным отпуском? Потому что практически все препараты рецептурного отпуска покрываются государством в рамках страховой медицины. И у нас идеология в рамках страховой медицины - покрытие большинства рецептурных препаратов. Как раз сейчас обсуждаются эти вопросы. 

Сегодня у нас только 400 препаратов в рамках амбулаторного лекарственного обеспечения по отдельным видам заболеваний отпускается бесплатно. А завтра, в рамках страховой медицины, большинство рецептурных препаратов поэтапно должны покрываться за счет страховой медицины. Если все эти препараты будут покрываться за счет страховой медицины, то зачем мне завтра как пациенту бегать в аптеку и покупать тот или иной препарат, если я пойду к своему врачу и мне выпишут это бесплатно? Поверьте, осталось подождать совсем немного. 

Фото предоставлено пресс-службой Минздравсоцразвития