Риелтор

Оплата услуг риелтора – этап сделки, который большинство покупателей и арендаторов квартир предпочли бы избежать. И виною тому не всегда скупость, а реальная возможность обойтись без него. Число сайтов с объявлениями о продаже или сдаче в аренду квартир постоянно растет: это и давно существующие krisha.kz и kn.kz и появившиеся позднее homesters.kz и nedvizhimostpro.kz. Кроме того, вкладка «недвижимость» есть и на популярном olx.kz. Есть еще и сайты отдельных жилых комплексов, интерфейс которых позволяет узнать всю интересующую информацию и забронировать время на просмотр апартаментов. По сути, необходимость в риелторах, как таковых, исчезла. Уже никто не идет в бюро недвижимости, надеясь, что агенты быстро найдут покупателя. Люди убеждены: гораздо эффективнее сработает интернет. Риелторы в основном работают с той же базой квартир, которую покупатель может сам найти на сайтах. Поэтому вскоре востребованными будут лишь агенты по элитной недвижимости. К обычным риелторам за квартирой на вторичном рынке пойдут лишь те, кто совсем не умеет пользоваться интернетом.

Библиотекарь

В этом есть некоторая ирония, но диджитализация фактически уничтожает свою проматерь – место, где раньше в буквальном смысле физически хранилась информация. Во всем мире библиотеки становятся электронными, все больше трудов, включая старинные рукописные работы и исторические памятники письменности, оцифрованы и доступны любому в интернете. Казахстан поспевает за трендами: Национальная библиотека РК и Библиотека Конгресса США еще в 2009 году заключили Соглашение о сотрудничестве и развитии Мировой цифровой библиотеки. Эта библиотека позволяет фактически любому человеку на Земле бесплатно получить доступ к большому количеству материалов на разных языках, представляющих культуры разных стран мира. Безусловно, что и сервис в библиотеках становится другим, появляются электронные каталоги и специальные механизмы поиска и доставки книг из хранилища. Библиотекари уже сейчас заменяются компьютерами. С одной стороны, это облегчает их кропотливый труд, с другой –  значительно сокращает их число. Не исключено, что профессия может исчезнуть вообще.

Корректор

Работа корректора всегда считалась непростой: она требует усидчивости, внимательности, безупречного знания правил орфографии и пунктуации, широкого кругозора и языкового чутья. Долгое время считалось, что программа или робот точно не смогут объединить все это в себе. Исправляя очевидные ошибки или описки, программа вряд ли сможет почувствовать смысловую нагрузку текста, от которой часто зависит, надо ли ставить знак препинания. Многие языке и, в частности, русский, – ситуативны. Практически каждое правило разветвляется на линии алгоритмов, условия которых машине сложно объяснить. Однако технологии развиваются. Даже самый популярный текстовый редактор Microsoft Word за последнее десятилетие стал более «умелым», и каждая новая версия менее топорно исправляет ошибки. Есть еще множество сайтов, программ и мобильных приложений для корректировки текста: LanguageTool, Orfo Switcher, Spell Cheker и другие. Пока качественные программы чаще платные, предлагается меньше опций для проверки русскоязычных текстов, и нет ни одного удобоваримого корректора для казахского языка. Но это дело времени. В будущем слово «корректор» наверняка перестанет ассоциироваться с человеком и будет обозначать программу.

Туристический агент

Отправиться в путешествие сегодня очень просто. И услуги туристического агента по факту уже перестали быть необходимостью. Покупать билеты на самолеты или поезда можно в интернете на сайтах компаний. Бронировать номера в отелях можно через booking.com и подобные ему сайты, арендовать квартиру или дом по всему миру легко с помощью сервиса Airbnb. Вообще-то, вы можете расписать маршрут в деталях: сколько дней, в каком городе и в какой стране вы хотите провести, заранее оформить бронь на апартаменты, заказать аренду авто, купить посещение выставок музеев, концертов или спортивных матчей. Все что для это нужно – интернет и банковская карта на ваше имя. Турагенты же пока остаются востребованными лишь из-за страха людей попробовать сделать что-то самим. Но это, очевидно, не может длиться долго.

Банковский front office

Банковские менеджеры и кассиры, работающие непосредственно с клиентами, это люди, на чьи плечи ложится львиная доля ответственности. Они – лицо банка, они – его репутация, они должны досконально знать все продукты и все процедуры, они должны быть любезными и расторопными. Но именно front office чаще всего вызывает недовольство клиентов: слишком медленно работают, грубят, не поясняют, торопят и т.д. В добавок к тому, содержание «фронтовиков», как и места их дислокации – физических отделений банков – большая статья расходов. Поэтому казахстанские банки все как один устремились в цифровом направлении. Одни начали этот путь почти десятилетие назад, другие присоединились недавно, но сейчас сложно представить себе розничный БВУ без онлайн-банкинга. Некоторые стараются перевести максимум операций в онлайн: оплата счетов, переводы денег, конвертация валюты на счетах, погашение кредитов и пополнение депозитов – это лишь часть перечня, который сегодня можно сделать, не выходя из дома. Все процессы автоматизируются, а менеджеры остаются работать с теми, кто не успевает идти в ногу со временем. Очень вероятно, что цифровой банкинг вскоре победит, а front office сократится и преобразуется в службу поддержки клиентов.

Эти 5 профессий пока достаточно распространены в Казахстане. Но интернет уже изменил их назначение и функционал в других странах. Не так далек тот день, когда и в Казахстане библиотекари, корректоры, турагенты, риелторы и банковские менеджеры уже не будет прежними. И повышение компьютерной грамотности – это однозначно двигатель прогресса.

Материал подготовлен в рамках проекта Internet4U