Софья Пашкова, Астана, Vласть

 

Идея министерства образования о создании накопительной системы для оплаты обучения в вузах восторга пока не вызывает – хотя бы потому, что не все забыли печально известный ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования. Фонду тогда доверили свои деньги тысячи, потом его директор оказался в бегах, а сам фонд – канул в лету. В Минобразования уверены, что подобного сценария на этот раз удастся избежать.

 

В представлении министерства схема выглядит так: граждане, желающие накопить своему ребенку на обучение (в вузе или организации профессионально-технического образования), открывают в коммерческом банке депозит. И на протяжении нескольких лет ежемесячно вкладывают на этот депозит деньги. Первоначальный минимальный взнос определен в трехкратном размере месячного расчетного показателя. Ставка вознаграждения по этому виду депозита должна быть рыночной. Плюс – государство добавит и «свою премию» - ежегодно, при минимальном сроке вклада в один год, но не более 20 лет. Размер премии 5% годовых, в исключительных случаях – 7%. К последним отнесены следующие категории граждан: «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды, инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети из многодетных семей, дети из семей с месячным среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума» (ст.10, п.2 законопроекта «О государственной образовательной накопительной системе»). При этом оба размера премии не должны превышать 100 месячных расчетных показателей. Также законопроектом предлагается закрепить за уполномоченными органами в области образования и бюджетного планирования право «о пересмотре размера премии государства каждые три года в сторону увеличения с учетом изменения уровня инфляции».

 

Определены и основания возврата премии государства обратно в бюджет страны. В их числе – досрочное расторжение договора самим вкладчиком, отчисление студента из организации образования. Предусмотрены и случаи подлога: так как система будет работать по схеме «один вкладчик – один депозит», если обнаружится, что на одном человеке числятся несколько образовательных депозитов в разных банках, то премию, естественно, отберут. Есть и двойственные пункты: премии лишат и в случае «обнаружения факта выплаты премии государства в повышенном размере на образовательный накопительный вклад лица, не относящегося к приоритетной категории». Правда, в этом случае государству предполагается вернуть лишь излишки. А вот если обнаружится факт начисления премии на вклад, срок накоплений по которому меньше, чем установлено законом, премию отберут полностью. Кстати, на этот момент обращает внимание антикоррупционная экспертиза, в которой четко указано: за начисление премии отвечает не гражданин-вкладчик, но наказывать почему-то предлагается именно его – хотя бы путем лишения этой самой премии.

 

В необходимости внедрения такой системы в правительстве уверены. В пояснительной записке к законопроекту, подписанной премьер-министром, говорится, что его разработка «обусловлена необходимостью обеспечить реализацию гражданами права на получение образования, в том числе при средних и ниже среднего доходах, а также обеспечить выполнение стратегически важной для государства функции повышения уровня образования граждан Республики и обеспечения доступности образования для населения». А среди прогнозов социально-экономических последствий отдельным пунктом значится «повышение финансовой грамотности граждан через планирование своих доходов и расходов, а также повышение культуры сбережений».

 

Расходы государства тоже подсчитаны. Так, в 2013 году планируется потратить из бюджета на выплату премий 97,8 млн. тенге, в 2014-м – 326,5 млн. Итого 424,3 млн. – на два года. Оператор (организация, осуществляющая координацию деятельности участников системы), обойдется немногим меньше: на 2012 год расходы на оператора запланированы в 147,8 млн. тенге, на 2013-й – 103,5 млн., на 2014-й – 78.3 млн.   

 

Но практически все сопроводительные документы к законопроекту скромно умалчивают о том, что банки, участвующие в системе, получат весьма неплохой приток средств, причем без каких-либо «лишних движений». Тем самым, появятся дополнительные возможности расширения кредитования. Правительство и бюджет страны, кстати, тоже выиграют – за счет увеличения корпоративного подоходного налога (от налогооблагаемого дохода банков и организаций образования). Так, согласно имеющимся расчетам, при пессимистическом сценарии социально-экономического развития страны, уже в 2012 году предложенной системой накопления средств могут воспользоваться 11 тысяч человек, в 2012-м – 22 тысячи, а в 2013-м – 33950. Прогноз накопленной суммы образовательных вкладов при этом сценарии таков: на 2012 год – 1 177 589 883 тенге, 2013-й – 3 811 823 176, 2014-й – 8 347 117 857. И далее по нарастающей.

 

При базовом сценарии в систему уже в нынешнем году придут 17 тысяч человек (сумма накоплений составит 1 938 779 606 тенге), в 2013-м - 34 тысячи человек (сумма 6 470 549 692), в 2014-м – 52500 человек (14 561 168 153 тенге).

 

Есть и расчеты накоплений в зависимости от вуза. Так, при среднемесячной зарплате (по данным за первый квартал 2011 года – 80195 тенге), и пессимистическом сценарии, на обучение в национальном вузе человек сможет накопить за 20 лет, в государственном – 12 лет. На частный вуз хватит семи лет накоплений, а на организацию технического и профессионального образования – пяти. При базовом сценарии года сокращаются лишь по вузам - до 14 и 9 лет соответственно. А вот людям, работающим в «низкодоходных» отраслях с зарплатой порядка 41 тысячи тенге о поступлении ребенка в национальный вуз придется только мечтать. Накопить на него они сумеют лишь при оптимистичном сценарии за 18 лет. На государственный вуз придется копить 19 лет при пессимистичном сценарии и 15 лет – при базовом, на частный – 12 и 11 лет соответственно, а на профтехобразование – 9 или 8 лет в зависимости от сценария.

 

Фото Центра журналистских расследований (Украина).