Как ни прискорбно признавать, но кинофестивальное движение в Казахстане в последнее время практически перестало подавать признаки жизни. Казалось бы, еще три года назад в стране проходило три полноценных кинофестиваля и один студенческий, а сегодня мы имеем умирающую «Евразию» и существующий только в отчетах министерства культуры фестиваль «Бастау».
Вымирание фестивального движения в Казахстане началось с закрытия фестиваля экшн-фильмов ASTANA, проходившего в столице под патронажем Тимура Бекмамбетова. Много лет отечество призывало блудного сына для постановок крупнобюджетных проектов, однако один из самых влиятельных продюсеров России решил раскрутить Казахстан на не менее крупнобюджетный фестиваль с участием звезд класса «А». «ASTANA» просуществовала три года и канула в Лету с формулировкой «не оправдывает затраченных средств». Оно и понятно. Зачем нам лауреаты «Оскара» Харви Вайнштейн и Хилари Суэнк на праздновании Дня города, когда Тимати, Нюша и Дима Билан обходятся в разы дешевле, а народу собирают в десятки раз больше.
В этом году приказал долго жить фестиваль «Звезды Шакена».
Причины тоже вполне понятны: он традиционно проходил в конце весны, но страну лихорадило от февральской девальвации и тут не до культурных событий. Решили, что широкомасштабного празднования столетия Шакена Айманова вполне достаточно. Ну, и, если быть до конца откровенным, то ни программа, ни список гостей фестиваля в последние годы яркими событиями не радовали.
Юбилейный кинофестиваль «Евразия» в этом году прошел не по-казахски скромно.
От звезд первой величины было решено отказаться, в жюри заседали лауреаты Канн, Берлинале и Венеции, чьи имена знали исключительно знатоки арт-хаусного кино. Кроме того, неожиданно для всех «Евразия» лишилась бессменного арт-директора Гульнары Абикеевой, которая была лицом Казахстана на всех мировых ведущих кинофорумах. Естественно, отсутствие Абикеевой сильно сказалось на программе фестиваля.
Собственно, все эти фестивали роднит лишь одно: так или иначе, они были завязаны на государственном финансировании.
«Звезды Шакена» спонсировались акиматом Алматы, «ASTANA» соответственно акиматом Астаны, а «Евразия» - продукт «Казахфильма» и Министерства культуры и (теперь уже) спорта. Ну и все атрибуты, связанные с государственным финансированием на всех фестивалях присутствовали, начиная от раздутых штабов по организации мероприятий в несколько десятков человек, заканчивая бесконечным потоком благодарностей в адрес высоких покровителей на церемониях открытия и закрытия.
Принципиально новым и действительно интересным событием на фоне всех около государственных кинофестивалей выглядит фестиваль авторского кино «Clique», проходящий на этой неделе в Алматы.
Начнем с того, что фестиваль был организован двумя выпускниками ВГИК Наргиз Шукеновой и Борисом Байковым. Здесь нет пестрящих безвкусием красных дорожек, посланий акимов, министров и президентов, банкетов и праздношатаний.
Вместо всей этой мишуры есть кино. Организаторам фестиваля «Clique» удалось собрать беспрецедентную — причем, как для Казахстана, так и для всего СНГ, программу настоящих хитов авторского кинематографа, на которой, собственно и хочется заострить внимание.
Сегодня, за день до официального открытия фестиваля в киноцентре «Арман» будет показана новая работа Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмэн», рассказывающая об актере, некогда сыгравшем роль популярного супергероя Бердмэна и теперь возвращающегося к этому образу в новой бродвейской постановке с целью вернуть себе былую славу, блеск и величие.
Примечательно, что главную роль в этой картине исполнил Майкл Китон, в чьей фильмографии особняком стоит роль Бэтмена в картинах Тима Бертона «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», что делает ленту в некотором роде биографичной. И, конечно, нельзя не обратить внимание на великолепный актерский состав, в который помимо Китона вошли Эдвард Нортон, Наоми Уоттс, Эмма Стоун и Зак Галифианакис.
Откроется же фестиваль трагикомедией Адильхана Ержанова «Хозяева». Картина уже успела наделать много шума на различных кинофестивалях, и по праву носит негласное звание лучшей казахстанской картины нынешнего года. В центре сюжета история двух братьев и их маленькой сестры, которые вынуждены отстаивать права на домик в ауле, который им в наследство оставила мама.
Это невероятная по своей эстетике и наполнению картина, наполненная сатирой и тонкой иронией, одновременно отсылающая зрителя к работам Кустурицы и Кубрика, но при этом раскрывающая весь потенциал уникального стиля постановки Адильхана Ержанова.
В день открытия также будет показан музыкальный триллер (что само по себе интересно) «Одержимость», завоевавший гран-при и приз зрительских симпатий на кинофестивале «Сандэнс». Главным героем картины «Одержимости» является молодой музыкант Эндрю, жаждущий признания. Столкновение Эндрю с жестоким наставником приводит к непредсказуемым последствиям.
Второй день фестиваля откроется показом биографической драмы «Сен-Лоран: Стиль – это я». Оригинальная в своей художественной композиции и монтажных решениях картина рассказывает историю жизни легенды фэшн-индустрии под несколько непривычным для биографического кино углом.
Неожиданно для организаторов фестиваля, главным хитом программы стала украинская картина «Племя» Мирослава Слабопшицкого, побившая рекорды по количеству предварительно проданных билетов.
Картина повествует о молодом человеке по имени Сергей, который попадает в специализированный интернат для слабослышащих, где существует криминальная организация, Племя. Картина была удостоена трех наград на прошедшем в мае Каннском кинофестивале.
Недошедшие до нашего проката лауреаты все того же Каннского кинофестиваля – картины «Зимняя спячка» Нури Бильге Джейлана, завоевавшая «Золотую пальмовую ветвь», и «Мамочка» Ксавье Долана, удостоенная приза жюри наряду с картиной «Прощай, речь» Жан-Люка Годара, будут показаны в третий день фестиваля.
В этот же день пройдет показ триумфатора последнего «Кинотавра» - драма «Испытание» Александра Котта, действие которой разворачивается в казахской степи, неподалеку от Семипалатинска накануне первого испытания водородной бомбы.
Примечательно, что на протяжении всей картины ее герои не произносят не единого слова.
Фильмом закрытия фестиваля стала еще одна отечественная лента – социальная драма «Нагима» Жанны Исабаевой, повергшая в шок зрителей на Берлинском кинофестивале 2013 года.
История воспитанницы детского дома, которая после смерти единственной подруги, решает найти свою мать. Как рассказала сама Исабаева в интервью для Vласти, к написанию этой истории ее подтолкнул тот факт, что воспитанники детских домов в Казахстане при выпуске получают полную информацию о своих биологических родителях.
В последний день фестиваля будет показана и драма братьев Дарденн «Два дня, одна ночь» с Марион Котийяр в главной роли, рассказывающая о женщине, чья судьба зависит от решения нескольких человек, вынужденных выбирать между ней и деньгами. Пытаясь склонить людей на свою сторону, она ищет в их сердцах то, что они, кажется, давно потеряли.
Кроме того, пройдут показы лучших короткометражных картин молодых казахстанских режиссеров в рамках программы «У нас свое кино» и BAFTA shorts, куда войдут короткометражки, номинированные на премию Британской академии кино и телевизионных искусств.
Кинофестиваль «Clique» уже успел взбудоражить казахстанских любителей авторского кинематографа, так что вполне возможно, что именно за ним будущее отечественного кинофестивального движения, благо, что первый эксперимент киноцентра «Арман» с собственным кинофестивалем «Французское кино сегодня» проходит удачно — в этом году он отпраздновал свое пятилетие.