Марат Шибутов, Лязат Шибутова, специально для Vласти

 

 

В апреле 2012 года на территории Казахстана было 22 происшествия, влекущие за собой социальную напряженность. Общая социальная напряженность в общества составила 143 единицы, средняя напряженность происшествия 6,5 единицы.

 

Наибольшая напряженность отмечалась в городе Алматы, Карагандинской и Павлодарской областях. Город Алматы как медийная и политическая столица Казахстана служит площадкой для привлечения внимания к республиканским конфликтам и происшествиям, что и вызывает большую социальную напряженность.

 

В СКО, ЗКО, ВКО, Костанайской, Жамбылской, Атырауской и Актюбинской областях какие-либо происшествия отсутствовали.

 

 

 

При этом наиболее опасные происшествия происходили в Акмолинской, Алматинской, Карагандинской и Павлодарской областях. 

 

 

Реакция власти на социальное напряжение

 

С точки зрения, реакции власти наиболее адекватны представители Акмолинской и Южно-Казахстанской областей. В других областях конфликты переходят в неактивную фазу или продолжаются.

 

Надо отметить, что большинство судебных процессов  или разбирательств в государственных органов длятся месяцами, поэтому реакция властей будет запаздывать.

 

Надо отметить, что помимо «несогласных» в Алматы практически во всех остальных случаях полиция не арестовывала и не задерживала активистов.

 

Выводы

 

Наиболее активными  как с точки зрения количества происшествий, так и точки зрения их интенсивности являются город Алматы и Карагандинская область. Социальная напряженность после Жанаозена все больше уходит из стороны политической в отстаивании людьми своих трудовых прав, в том числе и негласных. Также людей волнует безопасность их детей (роддома, детские сады) и общая безопасность (действия полиции). Показано отсутствие интеграции оралманов в казахстанское общество, несмотря на все усилия властей.

 

Митинг в Степногорске фиксирует тренд проявления гражданской активности, с которой власти должны считаться. При этом данный митинг собрал больше  людей, чем митинг «Несогласных» в Алматы, что учитывая разницу в населении (46 тысяч и 1350 тысяч человек) показывает, что протестовать может уже и провинция, в том числе и ранее инертный север Казахстана. В целом видно, что людей больше не устраивает долгое хождение по инстанциям в поисках справедливости – гораздо легче все решить через публичный пикет или митинг.

 

События в Павлодаре (самовольное переименование улиц) и реакция на это общества показывает, что в межнациональные отношения очень легко внести раскол сознательными провокациями. Причем как видно, провокации устраивали приезжие казахи, так как они не знали, что Герой Советского Союза Каныш Камзин – казах.

 

При этом надо отметить, что большинство происшествий, отмеченных в данном отчете,  не были поддержаны или как-то отмечены республиканскими политическими партиями.

 

 

Методика исследований

 

Нарастающее социальное напряжение или конфликтогенность региона в настоящее время не измеряются количественными показателями, что не позволяет отследить динамику и сделать сравнение разных регионов. Новый индекс социальной напряженности позволит ликвидировать данный пробел в определении настроений в обществе. Методика частично основана на расчетах террористической угрозы, которая использовалась в США, но усовершенствована. Кроме того, выражение социального напряжения и потенциала конфликтности в численном выражении позволяет более точно производить оценку динамики и межрегиональных различий.  

 

Алгоритм расчета индекса заключается в следующем:

1.        В течение месяца по региону отслеживаются все происшествия, которые классифицируются в соответствии со следующей таблицей.

2.        Все происшествия классифицируются по двум признакам – баллу социальной напряженности и уровню угрозы (принцип «светофора» - зеленый, желтый и красный). «Зеленый» означает нормальную ситуацию в регионе, «средний»  означает, что акимат области и территориальные органы должны срочно реагировать, «красный» уровень предполагает прямое вмешательство Правительства РК, направление на место комиссии республиканских органов и сил правопорядка, а также принятие срочных кадровых решений.

3.        Каждый уровень угрозы имеет коэффициент опасности, так как она развивается экспотенциально

4.        Индекс рассчитывается по формуле И = Сумма баллов зеленого уровня + 2*(сумма баллов желтого уровня) +  5*(сумма баллов красного уровня)

5.        Также рассчитывается средний балл социальной напряженности конфликтов в регионе

Ниже приведена шкала происшествий.

 

Шкала происшествий

Происшествие

Балл социальной напряженности

Одиночный пикет или голодовка

1

Групповой пикет или групповая голодовка

2

Судебный конфликт, отказ от выселения, продажи земли, переноса бизнеса

3

Проведение пресс-конференции с выставлением претензий или вынесением сути конфликта для СМИ

4

Блокирование или вторжение в здания государственных учреждений небольшой группой граждан

5

Массовая демонстрация или акция гражданского неповиновения; массовые драки

6

Забастовка, вандализм, осквернение ритуальных сооружений; демонстративное самоубийство; массовые паники населения

7

Массовая демонстрация или акция гражданского неповиновения со столкновениями с силами правопорядка; нападения на представителей государственных органов; восстания и массовые побеги в местах заключения

8

Межэтнические/межрелигиозные столкновения, массовый захват земель, религиозный конфликт, террористические акты без человеческих жертв; восстания и массовые побеги в местах заключения с членовредительством

9

Межэтнические/межрелигиозные столкновения или массовый захват земель с человеческими жертвами, террористические акты с человеческими жертвами; восстания и массовые побеги в местах заключения с человеческими жертвами

10

 

Кроме этого, происходит оценка действия власти на каждый из данных конфликтов и к чему это привело

 

Развитие конфликта

Балл реакции на конфликт

Конфликт погашен

1

Конфликт перешел в неактивную фазу

2

Конфликт продолжается

3

Конфликт усиливается

4

 

Таким образом, наше исследование будет иметь в результате следующие численные показатели:

  1. Средний индекс социальной напряженности по стране
  2. Динамику среднего индекса социальной напряженности по стране по сравнению с предыдущим месяцем
  3. Средний индекс социальной напряженности по регионам
  4. Динамика среднего индекса социальной напряженности по регионам по сравнению с предыдущим месяцем
  5. Средняя интенсивность социального конфликта в регионе
  6. Динамика средней интенсивности социального конфликта в регионе по сравнению с предыдущим месяцем
  7. Средняя оценка действий власти по управлению социальным конфликтом в регионе
  8. Динамика средней оценки действий власти по сравнению с предыдущим месяцем 

 

Для получения полного аналитического документа "Индекс социальной напряженности" пришлите заявку на адрес subscribe@vlast.kz, в заголовке необходимо указать ИCН. Все последующие Индексы будут присылаться вам автоматически.

 

Любое цитирование Индекса допустимо только со ссылкой на его авторов и интернет-журнал Vласть.