Как отметил на презентации законопроекта первый заместитель генерального прокурора РК Иоган Меркель, положения нового УПК состоят из 16 разделов, 72 Глав, включающих в себя 677 статей.

 

Новеллой является исключение из первоначальной стадии уголовного процесса процедуры возбуждения уголовного дела и доследственной проверки. Началом расследования теперь будет являться регистрация заявления и сообщения об уголовном правонарушении. Это нововведение вводится, по словам Меркеля, для снижения «коррупциогенного потенциала».

 

«Дело еще не возбуждено, но уже проводятся осмотры, изымаются документы, арестовываются счета и имущество, назначаются экспертизы и так далее, пояснил он. - Ведется расследование, но лица, в отношении которых проводятся «доследственные мероприятия», не имеют  процессуального статуса, и соответственно прав и гарантий», - добавил Меркель.

 

Еще одной существенной издержкой доследственной проверки, по словам заместителя генерального прокурора, является то, что граждане сначала письменно опрашиваются, причем неоднократно, а после возбуждения дела по тем же вопросам допрашиваются. «Это дополнительно отнимает время и вызывает недовольство граждан работой правоохранительных органов», - констатировал он.

 

В проекте учтены замечания Конституционного Совета, касающиеся понятия «фактическое задержание». В новом УПК введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять подозреваемому его права и обязанности. Также предусмотрено, что «доказательства, добытые в результате незаконного задержания, признаются недопустимыми».

 

А для экономии времени исключается предъявление органами следствия обвинения, а также такой процессуальный акт, как «обвинительное заключение». «На практике по сложным делам составление этого документа занимает  много времени, он может состоять из нескольких томов, 500 и более листов, т.к. излагает содержание всех материалов уголовного дела. Между тем, суд обязан самостоятельно исследовать собранные в ходе предварительного следствия доказательства и дать им оценку», - пояснил Меркель.

 

По его словам, после принятия документа будет составляться краткий обвинительный акт, содержащий сведения о подозреваемом, совершенном им деянии, квалификации, а также документах, содержащих доказательства, и процессуальных издержках. И только после данного акта прокурором «лицо будет считаться обвиняемым».

 

Еще одной новеллой законопроекта являются две формы процессуального соглашения - о снижении наказания за содеянное в обмен на активное сотрудничество с органом расследования, и сделка о признании вины. По этим пунктам, по заверению Меркеля, значительно упрощены и ускорены досудебное и судебное производство, что снизит нагрузку на бюджет.

 

При этом для заключения «сделки о признании вины» обязательно необходимо согласие потерпевшего и подозреваемого, обвиняемого, в том числе и с суммой гражданского иска. А сделка о сотрудничестве предназначена для раскрытия преступлений, совершенных преступной группой, особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами, а также экстремистских и террористических преступлений.

 

В уголовный процесс вводится институт ускоренного производства, которое будет завершаться в течение 10 суток с момента регистрации заявления. Он предусматривает сокращенные следственные процедуры по «очевидным преступлениям и наказание назначается не выше половины от максимальной санкции за содеянное».

 

Для расширения судебного контроля за судебным производством в проекте предусмотрено введение фигуры следственного судьи, который будет рассматривать ходатайства о санкционировании мер пресечения в виде содержания под стражей, домашнего ареста, принудительное прохождение судебно-психиатрической экспертизы, эксгумации, ареста имущества, международного розыска и помещения несовершеннолетних в спецучреждения. Кроме того, следственный судья может определять размер залога для освобождения подозреваемого из под стражи, за исключением дел об особо тяжких преступлениях, террористических и экстремистских преступлений.

 

Для обеспечения состязательности, равноправия участников уголовного процесса, недопущения волокиты расследования в проекте предложено исключить институт возврата уголовного дела для производства дополнительного расследования.

 

«Отсутствие доследования позволит суду сразу выносить окончательное решение в виде обвинительного либо оправдательного приговора», – уверен  Меркель.

 

Также введены нормы о депонировании следственным судьей показаний свидетеля и потерпевшего, что обеспечит судебное закрепление доказательств, в случаях, когда их невозможно будет позже допросить в главном судебном разбирательстве (проживание за границей, болезнь, возможная смерть и т.п.).

 

Предусматривается в законопроекте и дистанционный допрос, что позволит быстро и эффективно допросить свидетелей и потерпевших.

 

Расширены  в новом документе и полномочия защитника по оказанию юридической помощи. Адвокат будет вправе заявлять ходатайство следственному судье о депонировании показаний; об истребовании любых сведений в случае отказа должностных лиц в исполнении его запроса; об экспертизе, если органом уголовного преследования в удовлетворении такого ходатайства необоснованно отказано. Кроме того, закреплено право стороны защиты по окончании расследования на получение любых сведений из дела, в том числе и снимать копии, за исключением сведений составляющих государственные секреты.         

 

Для защиты адвокатов запрещено проведение в отношении них негласных следственных действий, за исключением случаев, когда они сами совершили тяжкое или особо тяжкое преступление.

 

С принятием данного УПК во всех районах предусмотрено введение «процессуального прокурора». Который будет осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с начала и до приговора.

 

Также предполагается создать специальный фонд помощи потерпевшим. Но как он будет работать, Меркель предложил обсудить депутатам на рабочих группах более детально.

 

По опыту зарубежных стран, в кодекс включено понятие «разумный срок расследования». Эта новелла даст возможность гражданам обжаловать в суд волокиту в расследовании дела и потребовать его завершения в конкретные минимальные сроки, а также получить за длительное расследование моральную компенсацию.

 

Расширен в новом проекте с двух до пяти глав раздел «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства». В нем конкретизирован порядок взаимодействия с компетентными органами и институтами иностранных государств; детализирован порядок запросов на основе принципа взаимности и предусмотрено создание международных следственно-оперативных групп для расследования транснациональных преступлений.  Доработана норма, касающаяся начала досудебного расследования в отношении лиц, обладающих привилегиями и иммунитетом от уголовного преследования.

 

«Она предусматривает продолжение досудебного расследования после регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении только с согласия генерального прокурора», - сказал Меркель.

 

Проектом сокращено и количество уголовных дел, рассматриваемых судом с участием присяжных. Правда, более подробно на этой норме заместитель генерального прокурора останавливаться не стал.

 

По мнению Меркеля, в целом, с принятием нового уголовно-процессуального кодекса ожидается повысить эффективность, ускорить и упростить судопроизводство, расширить полномочия суда и повысить уровень доверия граждан.

 

Напомним, действующий УПК был принят в 1997 году.