Необычное увлечение у 29-летнего Кая началось 10 лет назад, когда он впервые взял в руки музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии – диджериду. Тогда он стал одним из первых казахстанцев, овладевших этим древним инструментом. Сейчас, по словам музыканта, из-за роста популярности этнической музыки, диджериду стал довольно распространенным инструментом среди музыкантов. Кай отмечает, что в Казахстане становится больше слушателей этнической музыки, «сейчас такое время, что люди стали интересоваться своими истоками» и это не может не радовать музыканта.
— Я не могу сказать, что я из музыкальной семьи, свой первый инструмент, гитару, я взял в руки примерно в 14 лет, хотя могу ошибаться. Я не ориентируюсь во времени, если честно. Я могу путаться в датах, для меня прошлого нет, я стараюсь жить настоящим. Моя мама, как и многие советские дети, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а отец играл на баяне. Кстати, баян один из немногих инструментов, который так и не поддался мне. Мне не хватает времени, чтобы досконально изучить его и понять.
У Кая большая коллекция варганов. Среди них есть алтайский комус, татарский кубыз, русский варган, якутский хомус. Музыкант не скрывает, у него получилось собрать практически все разновидности варганов со всего мира. Признаться, запомнить с первого раза названия всех инструментов у меня не получается и вряд ли получится.
— Если честно, я не считал свои музыкальные инструменты, пробовал пару раз, но сбивался со счета. Мы можем, конечно, посчитать сейчас их вместе, но в этом доме у меня всего лишь часть инструментов, часть находится в другом. Иногда мне приходится прощаться с теми инструментами, с которыми я не работаю. Не хочу, чтобы они просто стояли и пылились.
Кай знакомит нас с каждым инструментом, демонстрирует звучание необычных и где-то странных для слуха простого обывателя инструментов. От дарбуки и кавала до бансури и рика… кажется, будто Кай растворяется в звучании каждого из них.
— Иногда, когда я играю, я вхожу в некий транс и тогда я разговариваю со вселенной, а она говорит через меня. Меня научила играть тень и отражение в зеркале. Смотря на свою тень, я словно заново вспоминаю, как играть, словно я уже знал этот инструмент в прошлых своих жизнях и заново взял этот инструмент в этой. Я люблю импровизировать, как чувствую, так и играю. Если мне дадут любой струнный инструмент, который я вижу впервые, я смогу на нем сыграть. Мне лишь понадобится немного времени.
Я верю, что любой человек умеет играть на музыкальных инструментах, если чувствует их, а законы и правила загоняют человека в клетку.
Я никогда не делю музыкантов на профессионалов или самоучек, на тех, кто играет хорошо или тех, кто играет плохо. У каждого человека в руках один и тот же инструмент звучит по-разному.
Музыкант признается, что не любит классическую систему музыкального образования. Возможно, поэтому он не смог окончить музыкальную школу по классу гитары, бросил. Хотя позже, он все-таки получил среднее музыкальное образование.
— После школы я поступил в университет, на факультет иностранных языков. Думал выбрать себе стандартную профессию, не связанную с творчеством. Но на деле получилось все по-другому. Музыка нашла меня сама. Я бросил учебу и поступил в музыкальный колледж по классу барабанной установки. Продолжать обучение дальше я не стал, потому что классическая музыкальная школа мне не очень близка.
На мой взгляд, когда народную музыку заключили в ноты и в размер стандартной классической записи — это ее убило, убило истоки музыки.
Классическое образование загоняет музыку в рамки, а музыка на самом деле безгранична! Поэтому мне близка этническая музыка, особенно восточная.
В поисках новых музыкальных звучаний Кай открыл для себя новый виток жизни – путешествия. В своих путешествиях музыкант изучает этническую музыку и культуру разных народов мира. Он признается, что в путешествиях придерживается главного правила – не покупать обратный билет. Даже в этом он не загоняет себя в рамки.
— Когда я был в Индии, я немного поучился в индийской музыкальной школе. У них другой подход к музыке. Учитель перед уроком просит расслабиться, они говорят, что не стоит браться за инструмент, будучи не в спокойном состоянии. В ходе занятий принято петь, никто не стесняется окружающих и не думает, что у них нет голоса или слуха. Да и вообще, в Индии всегда поют. У нас же все наоборот. Будто это главное правило - не споешь - не сыграешь. Они пропивают ритмы, которые должны сыграть. Да и названия нот у них очень мелодичные - Sa, Re, Ga, Ma, Pa, Dha, Ni, Sa, их удобнее пропевать вслух.Сейчас Кай – свободный музыкант. Он часто играет в разных музыкальных коллективах по приглашению своих коллег-музыкантов. В Алматы на своем любимом деле он зарабатывает деньги для дальнейших путешествий и покупок новых музыкальных инструментов.
Кай дает нам понять, что та коллекция инструментов, которую мы видим – это только начало. Коллекция музыканта-путешественника будет пополняться, а вместе с новыми инструментами появятся новые планы на будущие покупки и дальние страны.