Айсулу Тойшибекова, Vласть
Фото Жанары Каримовой
Дизайнер из Алматы Тимофей Банников с детства увлекался герпетологией – наукой о рептилиях. Больше других пресмыкающихся, его привлекали змеи. Спустя много лет, он со страниц плаката решил показать, какими красивыми могут быть 19 видов змей, населяющих Казахстан. Тимофей собрал фотографии и данные об ареале обитания змей, создал макет плаката и запустил краудфандинговую кампанию. Первый тираж в тысячу плакатов он намерен передать казахстанским школам. Для этого Тимофею необходимо собрать 460 тысяч тенге. На момент публикации материала, спустя неделю после запуска кампании, ему удалось собрать 13% от необходимой суммы.
— У меня много хобби, и одно из них – герпетология, то есть наука о рептилиях. Я очень хочу внести какой-то вклад в защиту диких животных, в частности, пресмыкающихся и земноводных, поэтому придумал вот такой проект. Это огромная коммуникация, которая мотивирует – вдруг Николай Дроздов ответит, ему я уже написал. Почему нет? Мы работаем над одной целью, – с улыбкой рассказывает Тимофей о своем проекте.
У вас довольно необычное хобби. Это еще со школьных времен?
Да, это мое давнее увлечение: в школе начал этим увлекаться; потом попал в юннатский кружок при Алматинском зоопарке; затем стал сотрудником зоопарка, проработал там 10 лет – параллельно с учебой захаживал в зоопарк. Держал рептилий дома; домашние были, конечно, в шоке, но постепенно свыклись и им даже начало нравиться.
Вы работали в зоопарке внештатным сотрудником?
Да, приносил пассивную помощь без зарплаты. Меня интересовал сам процесс работы, команда зоопарка была очень интересной. Сейчас эти люди разъехались: кто-то работает заведующим секцией в московском зоопарке, кто-то переехал. У всех судьба сложилась по-разному, но тогда это был очень сплоченный коллектив, который заражал своей энергией, не поддаться которой было невозможно. Сейчас я читаю материалы по систематике рептилий, занимаюсь херпингом – от английского «herping» – это когда ты идешь в поход и ищешь рептилий, фотографируешь их, делаешь записи по размеру, полу, окрасу, а затем отпускаешь их на волю.
Змей скольких видов вам удалось встретить на подобных вылазках?
В основном, это были поездки вокруг Алматы – предгорье с южной стороны, полупустыни с северной. Самый частый гость – узорчатый полоз; уж обыкновенный, уж водяной, разноцветный полоз, стрела-змея, щитомордник, степная гадюка, восточный удавчик. В принципе, это почти все представители, которых можно встретить у нас в округе. Некоторые виды очень редки, например, поперечно-полосатый полоз или желтобрюхий полоз; некоторых видов змей – единичные особи.
Еще несколько лет назад в Красной книге Казахстана числилась гюрза из семейства гадюковых, обитавшая у нас в Южно-Казахстанской области. Она фиксировалась и местным населением и герпитологами, а через какое-то время гюрза исчезла – ее перестали встречать. Сейчас она считается у нас исчезнувшим видом и для меня это послужило таким волшебным пенделем – нужно что-то делать, менять ситуацию, чтобы остальные виды не повторили эту печальную судьбу. Я знаю, что молодежь тянется к новым знаниям, им интересно узнавать что-то новое, находить новые увлечения. Я делаю ставку именно на них, хочу распространить свой постер именно среди школьников, чтобы приобщить их к миру дикой природы; объяснить, что среди 19 видов змей, которые у нас живут, только 4 – ядовитые. Это 3 вида гадюк, их легко опознать по зигзагообразному рисунку; и обыкновенный щитомордник – он широко распространен у нас, его можно встретить в предгорьях. Все остальные – безобидные.
Сколько всего в Красной книге Казахстана змей?
Краснокнижных у нас тоже 4 вида: полос полоза, краснополосый полоз, полосатый полоз и желтобрюхий полоз.
Как к вашему проекту отнеслись в институте зоологии?
Им идея показалась очень заманчивой, не каждый день к ним приходят проактивные горожане и предлагают свои инициативы. Они мне очень помогли, без них я бы не справился: мне предоставили карты. Я, как дизайнер, должен был проработать форму. Знания интересные, но если они поданы в отвратительном виде, то их никто не «съест». Плакат я делал сам, не доверил работу никому: просмотрел фотоматериалы, сделал ретушь. Мне очень помог натуралист и мэтр отечественной анималистической фотографии Олег Белялов. Его объективу принадлежат 10 из 19 фотографий, представленных на постере. Какие-то фотографии пришлось искать у зарубежных авторов. Еще мне помог российский натуралист Марк Пестов – 3 фотографии его. Фото удава предоставила герпетолог из института зоологии Юлия Зима.
Сколько общаюсь с герпетологами из института зоологии, наша наука по большому счету никому не нужна, ею не занимается. Это видно и по тому, в каком состоянии сам институт, по уровням зарплаты. Конечно, выделяются средства на экспедиции, но какие-то проекты, сближающие науку и население – не в приоритете.
Моя миссия – обратить внимание на проблемы змей, сблизить животных и людей – сохранить первых и укрепить веру в последних. Змеи не так страшны и ужасны, как их привыкли видеть в своем воображении люди. Мы можем дружно сосуществовать, не мешая друг другу.
Очень важно сохранить биотопы. Животные гибнут не от прямого воздействия – удара палкой, а из-за разрушения их среды обитания: высушили озеро, начали строить, разработали нефтяное месторождение. К сожалению, люди не задумываются о животных, когда планируют подобные проекты.
Вы решили обратиться за помощью к краудфандинговой кампании, сняли видео. Эти деньги нужны для тиража и передачи школам?
Да, те средства, которые мы соберем с помощью площадки Starttime.kz пойдут на печать тиража в тысячу экземпляров, доставку их в школы. Я рассматривал участие на площадке Kickstarter.com, меня остановили условия – с казахстанским паспортом участие было невозможно. Я нашел сайт Boomstarter.ru – та же самая история, нужен был российский паспорт.
Наверное, россияне – не совсем целевая аудитория проекта, посвященного миру диких животных Казахстана.
Вчера я разместил эскиз проекта в группе европейских херперов и хейперов за пределами Европы на Фейсбуке. Это какая-то золотая жила – мне оставили лестные комментарии, люди пишут и спрашивают, как помочь, как заказать плакат. Спрос есть. Западные люди более открыты к краудфандингу, для наших людей это что-то новое – они скептически относятся к идее расставания с деньгами по средствам электронных систем. Было бы здорово развить карудфандинговое движение здесь, в Казахстане. На западе необходимую сумму можно было бы собрать за неделю, может быть за две. Наша фауна интересна представителям других стран. Это здорово, и это может послужить отправной точкой для нового направления в туризме – можно приглашать зоологов-туристов. Почему нет?
Кто из фауны, помимо змей, вас еще интересует?
Как горячие пирожки разлетятся плакаты с птицами, потому что есть направление – bird watching – наблюдение за птицами. На змеях это дело не должно останавливаться, в планах охватить другие виды животных. Мы столкнулись с ситуацией, когда научные сотрудники не могут заказывать у дизайнеров подобные материалы и этим никто не занимается, не создает. Если тебе нравится эта тема, то нужно делать самому и показывать другим пример. Я не знаю, будет ли эта идея коммерчески успешной. Я делал плакат для себя и своих детей с оглядкой на то, что он пригодится кому-то другому.
Вы пробовали общаться с министерством образования и науки?
Я выхожу на них, веду диалог с Ассоциацией биологического разнообразия Казахстана, им интересен проект и сейчас они рассматривают вариант участия в краудфандинговой кампании в качестве одного из инвесторов. Также я продаю места на плакате под логотипы. Для компаний это и благотворительность, и выставление своего бренда в выгодном свете. Мой бюджет направлен на тираж в 1000 экземпляров. Школ в Казахстане, на секундочку, около 7 тысяч, а может и больше. В принципе, если удастся собрать больше денег, то мы можем отпечатать больший тираж.
Например, вы договоритесь с магазином, в котором будут продаваться ваши плакаты. Какова ожидаемая себестоимость одного плаката?
Я планирую выйти на себестоимость приблизительно в 3000 тенге за штуку. Сейчас на Starttime.kz плакат можно купить за 5000 тенге, но тут нужно понимать, что, покупая плакат для себя, вы также покупаете его для нескольких школ в нашей стране.
Вы уже давно в теме. Удалось ли вам привлечь к герпетологии ваших друзей и членов семьи?
Члены семьи привлечены по умолчанию, потому что с детства я держал дома зверье. Сейчас – нет, в планах у нас завести хомяков и черепашек. Мы ведем переговоры с женой о том, чтобы завести дома змей, общаемся на эту тему и пытаемся прийти к компромиссу (улыбается).
В Алматы отдых на природе, в частности, в горах очень популярен. Каковы шансы встретить змей на прогулке?
Вы знаете, шансов достаточно много, особенно после затяжной зимы. Если вы поедете отдыхать недалеко от города, то вполне можете встретить узорчатого полоза или водяного ужа. Змеи живут не так далеко от нас. У герпетологов в институте зоологии есть колл-центр, им звонят горожане, к которым в дома заползли змеи и это очень ответственно и правильно с стороны горожан. Не стоит убивать змей – если не боитесь, то отпустите ее на волю, или позвоните в институт зоологии. Они достаточно оперативно действуют. На периферии, в небольших городах, на окраинах Алматы такое бывает часто. Змей очень привлекают свалки из-за большого количества крыс, это для них своеобразная кормовая база. Некоторые виды змей тяготеют к водным поверхностям, но не горным речкам – в них слишком холодная вода, а к стоячим водоемам. Много лет назад я встретил ужа в Парке 28 панфиловцев, понятия не имею, как он там очутился. Сейчас, конечно, змей там уже нет. В принципе, это такие же алматинцы, как и мы с вами, поэтому они тоже должны иметь какие-то права (смеется). Нам нужно научиться уживаться с животными.