Предваряя начало дискуссии, глава комиссии - первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев обратился к присутствующим: «В последнее время особенно многие граждане выступили, говорили, какие права имеет комиссия, насколько правомочно. Люди ждут от нас глобальных решений. Чтобы наша работа была не запятнана. Чтобы она была прозрачна, мы должны сделать так, чтобы выполняя поручение главы государства в сжатый срок, мы могли рассмотреть все поступившие предложения и мы должны дать свои предложения в парламент».
Он в очередной раз подчеркнул, что все предложения должны быть изучены и рассмотрены, и вновь повторил - комиссия открыта для всех: «Все наши двери открыты. Каждому желающему участвовать в работе комиссии - добро пожаловать. Высказывайте свое мнение».
Впрочем, с мнениями по земельному вопросу пришлось слегка повременить. Одним из первых слово взял президент фонда Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан, поднявший явно нелюбимую чиновниками и правоохранительными органами тему о событиях прошлой субботы.
«21 мая в Алматы когда девушки исполняли гимн, милиция их забирала, арестовывали. Как это понять? Наши бабушки, люди уже зрелого, преклонного возраста также были задержаны. Как это понять? Мы одной рукой даём возможность людям высказать своё мнение, а другой рукой не позволяем им говорить, закрываем им рты, не даём им возможность высказаться. Как это понять?» - обратился он к представителям власти.
Призыв Тайжана поначалу остался без комментариев. Но через пару часов он вновь напомнил о своем вопросе, и члену комиссии - заместителю генерального прокурора Андрею Кравченко все же пришлось ответить. Правда, он не удержался от саркастического замечания: «Я не хотел бы быть постоянным спикером по одному и тому же вопросу. Но поскольку, ситуация так складывается и многих людей сейчас волнует событие 21 мая...»
По версии Кравченко, задолго до собственно этой даты генпрокуратура предупреждала граждан, делала заявления, напоминая о порядке проведения мирных собраний. «Это прямо объяснялось, каждого предупреждали. Не для того, чтобы потом кого-то забрать, а для того, чтобы люди в конце концов поняли, что будет негативный контакт с полицией, будет какая-то негативная проблема у них. Нет, все-таки пришли. Я понимаю, хорошо, тогда значит они прекрасно понимали для чего они пришли, что они столкнуться с определенным воздействием со стороны полиции», - заявил он. Впрочем, тут же подчеркнул, что никаких уголовных дел по событиям 21 мая возбуждено не было.
Особого внимания некоторых членов комиссии удостоились и отдельные СМИ. Так, Тайжан обратился к Артуру Платонову, также члену комиссии: «Артур, хватит поливать людей, которые вышли на митинг. Это наши граждане. Они вышли из патриотических чувств. Они не хулиганили, ничего не били. Они имеют право высказываться. Не надо сейчас их ставить в такое, что они за деньги и так далее». Комментариев от самого Платонова не последовало.
Президент Международного института Человека Жанузак Аким тоже обратил внимание на СМИ, в частности на «Первый канал Евразия»: «Они выдали информацию, что все кто вышел на улицу всем заплатили деньги, и так далее и так далее. Получается вместо того чтобы заниматься теми, кто выдает ложную информацию, наши правоохранительные органы задерживают и арестовывают наших граждан, которые хотят защитить интересы нашей родины, нашего государства. Нужно это прекратить, нам не нужно повторение НКВД. Если мы хотим построить правовое общество, этим должна заняться Генеральная прокуратура».
Обсуждение же заявленного главной темой вопроса - аренды и продажи земли - прошло вновь как обмен мнениями. Мухтар Тайжан убежден, что иностраннным гражданам - как физическим, так и юридическим лицам - сельхозземли ни продавать, ни отдавать в аренду нельзя. «Очень простое решение – предприятиям, где есть хотя бы один процент иностранного участия земля не должна ни продаваться, ни даваться в аренду, - сказал он журналистам в кулуарах. - Я вот сейчас (на заседании) говорил на казахском языке, что мы не должны ни продавать, ни давать в аренду иностранцам, как юридическим, так и физическим лицам, даже с юридическим участием хоть один процент. Потому что точно так же делает Россия на Дальнем Востоке». Что же касается инвестиций, по его мнению, сельское хозяйство «способно встать на ноги без иностранных инвесторов, потому что у нас своих ресурсов хватает, чтобы создать все условия для наших крестьян кроме латифундистов, кроме тех, которые имеют очень много земли, сами не работают, живут в городах, а землю отдают просто в аренду, субаренду». «Земля должна принадлежать тем, кто там живет, и кто на ней работает», - уверен Тайжан.
Депутат мажилиса, руководитель фракции «Народные коммунисты» Владислав Косарев с ним солидарен: «Я за то, чтобы иностранцев не пускать на землю даже в качестве арендаторов, потому, что таджики дали на семь лет – уже пользуются у них соседи китайцы и они говорят – мы на эти поля больше вернуться не можем, потому, что там лунный ландшафт». При этом Косарев уверен, что правительство «найдет возможность рассмотреть вопросы улучшения технического обеспечения сельского хозяйства». «Это наша беда – не можем же мы поднять свое сельское хозяйство на таких огромных площадях на технике, которую завозим из Канады, надо свое что-то производить, свое делать. Почему мы джипы начали выпускать, а сеялку не можем? Это абсурд, я думаю», - твердо заявил он.
Досмуханбет Кушимов председатель общественного объединения «Ұлт тағдыры» озвучил два суммарных предложения: иностранцам земельные участки не продавать, при продаже казахстанцам - предусмотреть определенные механизмы и ограничения. Но подчеркнул: вначале надо полностью изучить все нюансы действующих правил.
«Мы должны на местах увидеть, как проходит процедура предоставления земельных участков, и должны выслушать все мнения наших граждан по улучшению этой процедуры. Второе предложение нашей рабочей группы: сейчас среди населения бытуют разные мнения, что кто-то имеет какое то определенное количество гектаров. У людей нет четкой информации по владельцам земельных участков, если это не государственнный секрет, мы должны обладать такой информацией - у кого сколько земельных участков, как предоставлялась эта земля», - заявил он.
С необходимостью более полного получения информации согласен и общественный деятель Мурат Абенов: «Для принятия какого-то конкретного решения не только у граждан, но и у членов комиссии нет полной информации».
Политолог Марат Шибутов предложил в решении земельного вопроса использовать опыт законодательства о недрах. Напомнив, что у страны существуют международные обязательства в рамках ВТО, ЕАЭС, он заметил, что прямой запрет станет «большим поводом для большого иска и торговой войны». И предложил компромиссный, по его мнению вариант: проведение двухэтапных конкурсов по продаже и аренде. «Первое - сначала объявляется конкурс на аренду земель, объявление конкурса и его проведение может быть скопировано с закона «О недрах и недропользовании». Формируется короткий список, из них выбирается, у кого лучше предложение. По аренде земли надо говорить не о цене, а о лучших предложениях, то есть, что предложит иностранный инвестор или казахстанский. (...) Затем, вторым этапом, пусть они проводят общественные слушания в районе, где будут расположены эти земли. Собирают там аксакалов, местное сообщество, бизнесменов, политические партии и так далее, презентуют свой проект, выслушивают предложения по трудовой занятости, по местному содержанию, по соблюдению экологических норм, по социальной ответственности бизнеса и находят взаимоотношения. Если народ их не примет - все, отрицательное заключение, что участники общественных слушаний не поддержали данное предложение», - предложил свой вариант политолог.
Представитель Ассоциации садоводов Максат Абдукаримов заметил, что сам лично выступает против и продажи и аренды земли иностранным гражданам. И предложил иной механизм: «Я предлагаю перевести функцию сотрудничества с иностранцами с уровня акиматов на уровень правительства, разрешить иностранное участие только в крупных высокотехнологичных проектах в приоритетных отраслях АПК на основании инвестдоговора. С этой целью создать государственный фонд привлечения и контроля иностранных инвестиций в АПК, и при необходимости передать ему в ведение необходимые земельные ресурсы из госрезерва. Данный фонд будет выступать партнером с казахстанской стороны, гарантирующей инвестору необходимый срок использования земель в зависимости от отрасли АПК. При этом земли должны оставаться в собственности данного фонда, не передаваться в аренду. Причем иностранных инвесторов будет привлекать только с условием по уровню применяемых технологий, минимального количества инвестиций в зависимости от отрасли, привлечение только высококвалифицированного персонала, соблюдение соотношения количества местных и иностранных рабочих, качество и количество продукции, сохранении качества земель. Это позволит отсеять мелких иностранных фермеров, не обладающих крупными инвестициями и передовыми технологиями, которые могут остаться здесь на постоянное место жительства».
Глава Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев к иностранным гражданам более лоялен: «Запретить выдачу земли в аренду для физических лиц вообще. Но разрешить для компании, где доля для юридических лиц для совместный предприятий, где доля иностранцев не превышает 50%, скажем, - им разрешить. Причем аренду сделать двухэтапной. Мы стояли за то, чтобы 25 лет было, но поскольку есть другое мнение, мы предлагаем такой компромисс - сделать двухэтапную аренду то есть 10 лет и обязательно он имеет право на 20 лет при выполнении определенных условий, которые он должен будет выполнить в течение первых 10 лет».
При этом, разрешение аренды для юридических лиц, где иностранный капитал имеет не более 50% - это «тот компромисс, который позволит дать новый импульс развитию сельского хозяйства, позволит внедрить новые технологии».
Мнения звучали самые разные, и в какой-то момент Владислав Косарев пошутил: «Я думаю, Бахытжан Абдирович (Сагинтаев), когда будете мемуары писать о своей работе вы назовете это - всенародный форум о земле».
«Не люблю писать мемуары. Я люблю читать больше»,- так же шутливо отозвался первый вице-премьер.
Читать и слушать Сагинтаеву в ближайшие недели придется много. Члены комиссии планируют к концу следующей недели выехать в регионы для встреч с населением. Они обещают всех выслушать, все предложения принять во внимание. После чего и будут вновь суммированы все предложения и комиссия вновь попробует выработать единое компромиссное решение.