«Пора неуверенности» - вот что, по мнению нынешнего президента Франции Франсуа Олланда, обещает избрание миллиардера Дональда Трампа на пост президента Соединенных Штатов Америки. Выступление главы французского государства после совета кабинета министров 9 ноября последовало за положенным в таких случаях официальным телефонным звонком. Публичная речь была сдержанной. Мало кто смог бы угадать в ней энтузиазм касательно нового американского президента.
Иные французские политики даже упрекнули президента Франции в столь явном отсутствии позитивного настроя на сотрудничество с Дональдом Трампом. Ведь несмотря ни на что, именно с ним придется работать ближайшие четыре года.
Франция действительно успела наладить значительно больше связей с командой Хиллари Клинтон. Бывший государственный секретарь - не новичок на международной политической сцене, и гораздо больше импонирует французскому общественному мнению. Но вряд ли именно это обескураживает Франсуа Олланда.
В стране стремительно приближаются президентские выборы (первый тур пройдёт 23 апреля будущего года), и перспектива видеть аналог Дональда Трампа на посту главы республики не может воодушевить президента-социалиста. А победа миллиардера-забияки, которого до последнего мало кто воспринимал всерьёз, заставляет по-другому посмотреть на реальность похожего исхода во Франции.
Кто хочет повторить успех Трампа?
Однако во Франции претендентов на примерку на себя образа разрушителя табу, как минимум, двое. Одни из них - бывший президент и лидер правой партии «Республиканцы» Николя Саркози – старается обернуть любой политический поворот в свою пользу. В его окружении считают, что победа Дональда Трампа лишь подтверждает, что у Саркози есть все шансы быть избранным в 2017 году.
Утром 9 ноября, после объявления результатов выборов в США, Николя Саркози радостно заявил, что вот оно - доказательство того, что люди нуждаются в прямоте, в том, чтобы политики называли вещи своими именами. «Отказ мыслить, как все остальные» - вот что, по мнению Саркози, привело Трампа к победе. И, видимо, бывший президент надеется, что именно эта максима, торжественно ведущая его президентскую кампанию, станет залогом успеха и в его случае.
Стоит отметить, что эта уверенность пока ничем не обоснована: ещё несколько дней отделяют французов от первого тура внутрипартийных выборов правых и центристов - он пройдет 20 ноября. Согласно опросам, лидером этого этапа президентской гонки является нынешний мэр города Бордо Алэн Жюпе, за которого намереваются голосовать 37% респондентов. Николя Саркози занимает вторую позицию с 31% ожидаемых голосов.
Но бывший президент не теряет веры в свои преимущества: «Я убеждён, что в мире, где нужно будет договариваться с президентом России, с президентом Китая, а теперь и с президентом Дональдом Трампом, не будет места для беспомощности, слабости и отказа от своих идей». Колкость, адресованная сопернику, известному гораздо более умеренным и менее тщеславным подходом в политике.
Французский Трамп?
С другой стороны, в окружении Марин Ле Пен, кандидата в президенты от радикально правой партии «Национальный Фронт» тоже радовались победе Трампа. Для них, это очередная победа изоляционизма и популизма на мировом уровне: сначала, британцы голосуют за выход из Европейского союза, а теперь Белый дом готовится занять кандидат, обещавший построить стену между США и Мексикой. «Национальный фронт», выступающий против иммиграции и против европейской интеграции, видит в его победе надежду на свою, в 2017 году.
Ле Пен, лидер радикально-правой партии, уже как-то подчеркивала своё сходство с миллиардером: «Мы не из их (традиционных политиков – V.) замкнутого кружка, не выходцы из системы, мы ни от кого не зависим и не будем идти на поводу у какой-то финансовой структуры или пытаться угодить каким-то интересам международных корпораций».
Сразу после объявления результатов в США Флориан Филипgо, вице-президент «Национального Фронта», отреагировал в Twitter довольно лаконично: «Их мир разрушается. Наш строится». 28 знаков, способных внушить беспокойство.