Депутат мажилиса от Народно-демократической партии «Нур Отан» Маулен Ашимбаев:
Делимитация государственной границы, так как любое государство начинается с границы. Если граница не определена, если есть спорные вопросы, если есть претензии со стороны другого государства, то это один из факторов, подрывающих независимость любого государства. Мы – девятая территория в мире и в этой связи то, что под руководством нашего президента удалось юридически оформить нашу государственную границу с такими соседями, как Россия, Китай, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, я считаю, что это большое достижение молодого независимого государства. На мой взгляд, это главный фактор укрепления нашей суверенности за 25 лет.
Депутат мажилиса, председатель Демократической партии Казахстана «Ак жол» Азат Перуашев:
Рыночная экономика, потому что рыночная экономика позволила нам пережить, выстоять в тяжелые времена развала плановой социалистической экономики и создать современную базу для дальнейшего экономического роста. Сегодня мы создаем экономику, которая способна выживать в конкурентном мире, которая способна сдерживать удары внешних кризисов, создавать драйверы. Появился социальный пласт бизнесменов и предпринимателей, которые готовы нести на себе риски и неопределенности, и тем не менее работать над своим благосостоянием и благосостоянием своей страны и экономики. Я думаю, это наше главное достижение.
Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов:
Важных событий было много, но если говорить о наиболее важных, я бы назвал либеральные экономические реформы конца 90-ых годов, которые включают в себя очень большой перечень изменений. В первую очередь, указ президента о земле, Налоговый кодекс, создание фондового рынка KASE, была реформирована банковская система, упрощение процедуры по регистрации предприятий, список можно продолжить. У нас был спад, причем очень серьезный до 1996 года. С 1996-1997 годы мы остановились у нуля – не падали и не росли, в 1998 году просели на 1,5-2%. В 1999-2000 годы темпы роста были выше 10%, этот рост продержался практически до 2008 года. Собственно говоря, плоды этих реформ мы пожинаем до сих пор. Например, после падения цен на нефть упала, мы не обвалились во многом благодаря тому фундаменту, заложенному тогда, в конце прошлого века.
Депутат мажилиса от Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Конуров:
Для меня очень важным моментом является демаркация и делимитация границ Казахстана. Мы – единственная страна на постсоветском пространстве, которая обозначила четко границы с нашими крупными соседями: Китаем и Россией, заключили договоры о вечной дружбе. Можно говорить об экономике, политике, создании каких-то союзов, но (самое важное) то, что мы с самыми крупными странами, с которыми у нас самые протяженные границы, имеем такие договоры и четкую границу. Второе – внешнеполитические достижения Казахстана. Я считаю, что для страны, которая фактически зарождается – 25 лет для страны это младенческий для государства возраст, эти достижения (председательство в ОБСЕ, членство в Совете безопасности ООН, замечательные отношения практически со всеми странами мира) много значат. Я думаю, к 25-летию независимости даже перевыполнили планы, которые стояли перед страной в начале 90-ых.
Политик Амиржан Косанов:
На мой субъективный взгляд есть три события, которые являются стержневыми и определяющими в новейшей истории Казахстана, и буду иметь последствия для будущего страны. Это – принятие новой Конституции Казахстана 30 августа 1995 года. Этот день стал переломным в жизни страны. Конституция законодательно закрепила основы суперпрезидентской формы правления, дала возможность сконцентрировать всю полноту власти в руках одного человека. С этой даты начался совершенный новый этап развития страны, где уже не стало места полномочному парламенту, независимой судебной системе и свободным СМИ. Это – кровавая бойня в Жанаозене 17 декабря 2011 года, когда вооруженные люди средь бела расстреливали мирных граждан нефтяного городка. Этот день стал апогеем развития репрессивных методов управления страной, логическим продолжением политики расправы с любой формой протеста со стороны граждан. Политические убийства и суды разных лет над критиками власти, уничтожение политической оппозиции в виде легальных партий ложатся в общую канву, которая закономерно привела к Жанаозену. И сегодня нет никакой гарантий, что подобная трагедия не повторится. И это – официальное вхождение Казахстана в Евразийский союз 1 января 2015 года. Несомненно, экономическое сотрудничество с ближайшими соседями, в том числе и с Россией, важно и его надо развивать. Но нахождение в одном союзе возлагает также на страну и определенные обязательства. Тем более, что у нас с Россией есть договор, где черным по белому написано, что мы проводим «согласованную внешнюю политику». Это нонсенс для любого независимого государства. Даже страны ЕС иногда расходятся в своем мнении по вопросам внешней политики.
Член Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов:
Изменения в Конституции 2007 года поменяли как институт президентства, так и институт парламента. Все это изменило нашу политическую культуру и практику. Начало роста цены на нефть в 2005 году фактически создало нашу казахстанскую экономику и все ее проблемы, с другой стороны принесло основные инвестиции в страну. А потом падение цены в 2014 году заставило нашу страну меняться, и этот процесс трансформации все идет. Также считаю важными 2 политических кризиса, связанных с именем Рахата Алиева - в 2001 и 2007 годах. Они запустили процесс существенной перегруппировки клановой структуры страны, ну и изменение ряда политических процессов. Их последствия до сих пор сказываются (на политической жизни Казахстана – V). Переход на контрактную армию - за эти годы армия из принудительного института отбывания повинности превратилась в достаточно престижную работу с хорошим социальным пакетом. Сейчас военные мотивированы воевать.
Журналист Дмитрий Шишкин:
Подписание Алматинской декларации о прекращении существования СССР и образование СНГ 21 декабря 1991 года. Как все помнят, Казахстан последним из государств бывшего СССР объявил о своей независимости, но, по сути, не Беловежская пуща, а именно Алматинская декларация поставила окончательный крест на СССР, и создало, пусть временную и сейчас не совсем актуальную структуру, но все же форму сосуществования бывших советских республик – СНГ. Была, не сказать, что паника, но в азиатской части СССР было ощущение того, что нас всех просто бросили после Беловежской пущи, когда Украина, Белоруссия и Россия заключили соглашение, а обо всех остальных республиках СССР словно забыли. Они были поставлены перед фактом – парад суверенитетов прошел, но по факту было полное непонимание того, что будет дальше. Именно Алматинская декларация внесла какую-то ясность. Образование СНГ – это, можно сказать, транзитная форма сосуществования. Чисто психологическое значение Алматинской декларации было колоссальным, люди выдохнули – мало кто тогда представлял себе самостоятельную жизнь государств вне огромного союза республик. И второе важнейшее событие, оно, правда, пролонгировано по срокам с 1994 по 2006 годы, – полное решение вопроса делимитации границ Казахстана. Первый важнейший её этап – в Алматы в апреле 1994 года с премьером Госсовета КНР Ли Пэном Назарбаев подписал соглашение о казахстанско-китайской границе; в апреле 96-го года была встреча глав пяти государств-участниц ШОС (Казахстан, Кыргызстан, Россия, Китай и Таджикистан) в Шанхае, где было подписано соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе государственных границ этих стран, а позже это переросло в Шанхайскую организацию сотрудничества. После Китая были делимитизированы границы с Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменией и, что интересно, позже всех с Россией – в 2006 году. Но это связано с большой протяженностью общей границы. Обозначить границы с Китаем было сложнее всего. Это важнейшие геополитические события для Казахстана, на мой взгляд.
Социолог Серик Бейсембаев:
Самыми важными событиями последних 25 лет я считаю перенос столицы в Астану, принятие программы «Болашак» и земельные митинги, которые произошли в этом году в нескольких регионах Казахстана. Перенос столицы из Алматы в Астану, на мой взгляд, задал важное и нужное направление в плане нациестроительства. Появился символ Независимости, по отношению к которому многие в стране ощущают свою причастность. (Кстати, по данным наших опросов, строительство Астаны называется населением самым главным достижением Независимого Казахстана). Программа «Болашак», я думаю, позволила появиться в Казахстане новому слою высокообразованной молодежи, жизненный опыт которых не отягащен советскими шаблонами. Знаю, что существует скептическое восприятие данной категории молодых, однако, думаю, что именно в их лице мы имеем ценный человеческий капитал, способный продвинуть страну на пути прогресса. Земельные митинги, на мой взгляд, запустили ряд позитивных изменений в общественной и политической жизни страны. После них произошла некоторая перезагрузка системы госуправления, которая в последние годы становилась все более консервативной и слабо чувствительной к общественным импульсам. Пока ощущение, что эти митинги имели пусть пассивную, но широкую поддержку среди населения, особенно, ее казахскоязычной части.
Сооснователь Центра изучения Китая и Центральной Азии «Синопсис» Данияр Косназаров:
С точки зрения внешней политики, основополагающими событиями стали отказ от ядерного оружия, решение приграничных вопросов с Китаем, членство в ВТО и обретение статуса непостоянного члена Совета Безопасности ООН в 2017-2018 годах. Из всех перечисленных событий, наиболее важным является отказ от ядерного наследия, который предопределил отношения Казахстана с Западом и привлек первых инвесторов, в частности. в нефтегазовый сектор. «Разруливание» приграничных споров с Китаем тоже не менее важный фактор, который заложил прочный фундамент для сотрудничества между соседями. Это, действительно, хорошо, что в начале нашей независимости мы смогли решить этот вопрос. Сейчас Китай совсем другой и мы видим, что наши отношения приобретают асимметричный характер в пользу КНР. Наше стремление играть по правилам ВТО демонстрирует нацеленность Казахстана интегрироваться в мировое сообщество в качестве предсказуемого актора, а непостоянное членство в СБ ООН носит не только имиджевый характер, но позволяет укрепить и углубить отношения со многими зарубежными странами, чье влияние на глобальный процессы является существенным.