Это заседание сопровождалось волной слухов. На фоне прошедшей девальвации и неожиданных заявлений главы Нацбанка и министров финансово-экономического блока, о том, что они, дескать, узнали о решении один в канун ночью, другие и вовсе пост-фактум. Слухи были разные. От аннулирования девальвации до отставок – и премьера, и главы нацбанка, и смены правительства полным составом.
Ни того, ни другого, ни третьего, естественно, не случилось. Президент свою позицию в отношении девальвации изложил четко и конкретно:
- Только эта мера обеспечит рост экономики не менее чем на 6 процентов. То есть, чтобы простой народ понял: рост экономики означает рост поступления в бюджет денег. Это означает, что эти деньги пойдут народу - и пенсии, и зарплаты, и доходы, - заявил он. - Это основной показатель достижения целей и задач, которые мы ставим. Данные меры служат этой цели. Все остальное - от лукавого.
Граждан президент призвал «не покупать муку мешками» - потому что продовольствия, «необходимого для жизни», в стране достаточно.
«Конечно, импортеры в этом деле пострадают, но автомобили уже у всех есть, телевизоры, холодильники тоже у всех есть. Переживем без этого. И это придет в свое соответствие», - сказал он.
Девальвация тенге, кстати, стала вовсе не главной темой на расширенном заседании. Президент вновь «прошелся» по всем приоритетам развития страны, детально остановившись на «больных местах». В частности, на исполнении данных им правительству поручений.
С октября прошлого года, когда президент «распекал» чиновников, из 33 озвученных поручений к настоящему времени исполнено 11. Такими низкими темпами Назарбаев, разумеется, недоволен. В числе неисполненных – и работа по выводу из тени экономики.
Президент поднял министра экономики и бюджетного планирования Ерболата Досаева и потребовал ответа: когда и как?
Министр подробно отчитался по всем шагам: по его словам, выходило, что работа по выводу теневой экономики «на свет» буквально кипит. Президент выслушал, кивнул, предупредил: «Работай быстрее».
Недоволен президент и работой по снижению административного давления на бизнес. Нурсултан Назарбаев даже процитировал чиновникам публикации в СМИ, где цитируются бизнесмены, жалующиеся – мол, хотели бы расширить предприятие или дело начать, но «придут, скрутят и все отберут».
«Рашид, ты, что ли, придешь?» - с усмешкой спросил президент у главы Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Рашида Тусупбекова.
- Надо по косточкам разобрать и прекратить это безобразие, - распорядился президент. - Я не хочу сказать, наши правоохранительные органы делают большую работу по борьбе с преступностью, ловят коррупционеров, сажают, и это правильно. Но это одна сторона медали. Но когда государство выделяет огромные деньги малому и среднему бизнесу развиваться, а с другой стороны будем душить – что это тогда даст нам?
Чиновники молчали. Президент поискал глазами главу Национальной палаты предпринимателей Аблая Мырзахметова и возмутился: «Аблай, что сидишь, молчишь? Это важнейший вопрос».
Тот быстро поднялся, начал докладывать, президент прервал его на полуслове: «Ты отвечай на прямой вопрос! Кто душит?».
- На первом месте СЭС, санэпидемстанция по количеству проверок. На втором пожарные, на третьем налоговики, - перечислил Мырзахметов.
Президент перевел взгляд на главу МЧС. Владимир Божко с готовностью поднялся, отрапортовал о сокращении количества проверок бизнеса.
«Ну, пожары не увеличиваются от этого?», - язвительно спросил президент. «Снижаются», - заверил министр. «Вот видишь, - усмехнулся Назарбаев, – сократил проверки, и пожары упали».
Аблай Мырзахметов отчасти даже заступился за министра, поведав президенту, что есть среди людей «дежурные жалобщики». По его словам, один «особо бдительный» гражданин умудрился пожаловаться сразу на 12 предприятий малого бизнеса. Правда, бизнесмены ответили «жалобщику» - обратились в прокуратуру. «Запрети по анонимкам ходить проверять», - тут же поручил президент главе МЧС.
Критики Назарбаева удостоился практически каждый член правительства. И с инвесторами работа идет не слишком активно, и бизнес не развивается, и по проектам индустриально-инновационного развития не так все гладко, как описывают на бумаге. Президент предупредил: отвечать чиновники будут лично. И на прощание пожелал: «Правительство должно переходить в режим, образно говоря, казарменной работы: 24 часа в сутки. Каждый пункт буду сам контролировать, весь аппарат президента будет на этом сидеть. Спрос будет строгий и посмотрим, кто есть кто и кто на что способен. Так что работайте, друзья, с утроенной энергией».
После заседания члены правительства действительно выходили из зала очень энергично. Кто-то тут же попадал в окружение журналистов, правда, на вопросы о том, как они будут исполнять данные президентом поручения, министры предпочитали отделываться общими фразами – мол, будем работать, о результатах сообщим.
А между собой напряженно переговаривались и в гардеробе, и по дороге к машинам. Глава минсельхоза Асылжан Мамытбеков искренне говорил первому вице-премьеру Бакытжану Сагинтаеву: «За неделю такой серьезный документ тяжело будет подготовить». «Будем готовить», - отвечал Сагинтаев.