«У нас серьёзные и инвестиционные планы, особенно в энергетике, и планы развития сотрудничества в отдельных отраслях. И мы давно договаривались, что посмотрим, как идёт работа по всем этим направлениям» — цитирует Владимира Путина пресс-служба президента России.
В свою очередь киргизский президент отметил, что Киргизия намерена твердо и последовательно развивать, активизировать отношения с Россией.
«Я думаю, нас ждут, конечно, и трудности на этом пути, но если мы реально возьмёмся решительно, то многие вопросы мы могли бы решить быстро, в том числе, помните, я говорил, что мы, конечно, хотели бы до конца этого года войти в состав Таможенного союза, Евразийского экономического союза. Если это будет обоюдное желание, будет реальная поддержка, то Кыргызстан сейчас активно в этом плане работает», — отметил Алмазбек Атамбаев.
Эксперты считают, что процесс присоединения Киргизии к интеграционным объединениям может ускориться в силу инвестиционной поддержки государства. Исполнительный директор российского политологического центра «Север-Юг» Юлия Якушева в интервью Vласти отмечает:
«Понятно, что именно Казахстан и Россия будут нести основную нагрузку по „адаптации“ Киргизии к новым экономическим реалиям. По моему ощущению, на данный момент мнения разделились в соотношении 60 к 40 в пользу вступления в ТС. По причинам скорее политического характера, нежели экономического прагматизма. По большому счету, всем очевидно, что Бишкек придется „тянуть“ к стандартам ЕАЭС, а этот процесс, учитывая проблемы с управлением и администрированием у местной элиты, будет очень нелегким», — считает Якушева.
Как отмечает эксперт, для России вопрос расширения ЕАЭС и ТС — это вопрос укрепления геополитического влияния в регионе. Для Казахстана — возможность контролировать ситуацию у неспокойных соседей (хотя этот аргумент представляется несколько умозрительным), для самой Киргизии — это шанс на модернизацию, точнее говоря, на улучшение экономической системы.
«Большая проблема в том, что часть киргизской элиты воспринимает проблемы вступления в ТС как повод для торга, звучат все новые цифры, обозначающие параметры создания „стабилизационного фонда“. Так что есть проблема психологического порядка, то есть, что все-таки означает для Бишкека вступление в евразийский проект: решение вопроса о мигрантах? Может быть, развитие национального производства? Или все проще — и это просто новый способ получить доступ к заметно сократившимся ресурсам? От ответа на этот вопрос, на мой взгляд, зависит и будущее участия Киргизии в новом интеграционном проекте», — отмечает Якушева.
Между тем, любые интеграционные объединения так или иначе закладывают некий условный люфт параметров. Например, НАФТА, объединяющее разноплановые экономики США, Канады и Мексики, тем не менее, нашло свой диапазон частот.
«В случае Таможенного Союза и недавно созданного ЕАЭС тоже не все так просто. Спряжение экономик России, Казахстана и Беларуси сначала через общее таможенное регулирование и технические регламенты, а затем и по многим макроэкономическим и отраслевым блокам вопросов прошло успешно. Многие ошибки либо оперативно устранялись, либо не допускались. Что касается вступления в ТС/ЕАЭС трех „горных“ республик — Армении, Киргизии и Таджикистана, то на повестке дня для ЕЭК и экспертов по евразийской интеграции стоят несколько вопросов», — рассказывает специалист из Киргизии, независимый эксперт Кубат Рахимов.
Эксперт попунктно представил свое видение вопросов, которые стоят перед претендентами на вступление в Таможенный союз и ЕАЭС.
«Первый и общий для всех трех стран — низкий уровень доходов на душу населения по сравнению с уровнем жизни в „тройке“ и высокая доля среди трудовых мигрантов в России отчасти в Казахстане. Есть риск вместо реиндустриализации новых членов интеграционного объединения получить эффект „пылесоса“, когда экономически активное население из этих стран просто-напросто уедет в более развитые страны ТС/ ЕАЭС. Нечто подобное можно увидеть сейчас в Литве, которая после вступления в ЕС потеряла почти треть населения, причем уезжает молодежь, которая легко адаптируется в „старых“ странах Европы», — полагает Рахимов.
«Вторая и очень непростая ситуация — границы. В случае Армении — тут просто нет общей границы с ТС/ЕАЭС. В случае с Киргизией и Таджикистаном есть весьма неприятная вещь. Это делимитация и демаркация государственных границ между ними, в первую очередь, и границы между КР и РУ, во вторую. То есть можно взять Киргизию в ТС, но тогда страны Таможенного Союза получат почти 500 км открытой границы, что может дезавуировать саму идею общего защищенного таможенного пространства. Я предлагал ранее все же либо принимать в ТС обе страны (КР и РТ) синхронно, а потом поэтапно решать вопрос с административными (не таможенными!) границами, либо что-то решать с делимитацией границ между Киргизией и Таджикистаном, Киргизией и Узбекистаном уже сейчас, но до вступления!» — подчеркивает эксперт.
Кубат Рахимов так же считает, что вопрос с границей — это риск получения реверсного канала контрабанды из Китая через Таджикистан в Киргизию через незащищенные (неделимитированные) участки границ.
«Поэтому тут необходимо создавать отдельную рабочую группу с привлечением независимых экспертов по выработке наиболее оптимальных вариантов вступления КР с учетом рисков по данным участкам границы. Ибо это не просто вопрос экономический, это вопрос национальной безопасности всех стран — участников интеграционного объединения, неважно это старые или новые участники», добавляет специалист.
В тоже время, после встречи Путина с Атамбаевым стало известно, что Россия намерена выделить 500 миллионов долларов на инструменты по развитию экономики Киргизии и ее интеграции в Таможенный союз. Примечательно, что в тоже время помочь адаптироваться под рамки ТС и ЕАЭС Киргизии намерен и Казахстан. Как заявил заместитель министра экономики КР Данил Ибраев, 100 миллионов долларов, которые Казахстан согласился выделить для реализации Дорожной карты по вступлению Киргизии в Таможенный союз, будут направлены на развитие сельского хозяйства и ветеринарию республики.
Согласно «дорожной карте» по присоединению Киргизии к Таможенному союзу Белоруссии, Казахстана и России, принятой с участием всех заинтересованных сторон, Киргизия до 1 января 2015 года должна присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Всего перед вступлением Киргизии в ТС необходимо оптимизировать 102 нормативно-правовых акта. В министерстве экономики республики отметили, что все документы должны быть готовы уже осенью этого года.