Дмитрий Мазоренко, Vласть
Недавний визит премьер-министра Казахстана Серика Ахметова в Москву, казалось, одной из целей имел снятие возникшего напряжения в казахстанско-российских отношениях. Однако сразу после него стало известно, что Казахстан прорабатывает вопрос о выводы из-под аренды города Байконур. И вопрос о напряженности в отношениях «вечных друзей» остался.
Впервые наблюдатели указали на изменение тональности в казахстанско-российских отношениях в сентябре. Российский президент Владимир Путин «сломал» график форума приграничного сотрудничества в Павлодаре, опоздав на несколько часов. Аналитики усмотрели в этом сигнал казахстанской стороне. Президенты двух стран, тем не менее, сделали в Павлодаре стандартный набор заявлений о партнерстве и сотрудничестве.
В день форума в казахстанских СМИ вышло интервью секретаря правящей партии «Нур Отан» Ерлана Карина, в котором он категорически отрицал возможность создания парламента Евразийского союза как наднационального органа. Несколькими днями ранее Карин и председатель комитета по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев повторили этот тезис в ходе конференции в Москве.
В середине октября последовала новая краткая встреча Назарбаева и Путина в Москве. Стороны договорились разработать новый договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.
Однако, уже 12 октября Назарбаев, будучи на казахстанско-турецком бизнес-форуме в Стамбуле, произнес речь, вызвавшую огромный резонанс в СМИ и интернете, сказав: «После того, как в 1861 году был убит последний казахский хан, мы были колонией Российского царства, затем Советского Союза. За 150 лет казахи едва не лишились своих национальных традиций, обычаев, языка, религии. С помощью Всевышнего мы в 1991 году провозгласили свою независимость». Российские СМИ в своих публикациях классифицировали это высказывание как антироссийское, а пресс-служба президента через пару дней заявила, что выступление было некорректно переведено.
После 10 лет, в течение которых в эфире российского телевидения были только положительные или нейтральные телесюжеты о Казахстане, телеканал «Россия 24» в начале ноября позволил себе довольно резкую критику казахстанского парламента и экономическую ситуацию в стране. Сюжет повествовал, что Казахстану нечего предложить для Таможенного союза и покупательской способности страна тоже не имеет. 6 ноября последовала реакция сенаторов Казахстана. Они недоумевали, почему ближайший сосед позволяет себе быть недружелюбным, попросили говорить о себе только в хорошем ключе и даже предложили заплатить за это.
Уже 9 ноября в эфире все того же телеканала «Россия 24» выходит интервью с советником президента Казахстана Ермухаметом Ертысбаевым, в ходе которого он ответил на вопросы эффективности Таможенного союза и Единого экономического пространства, о второй волне приватизации, о нормализации обстановки в Жанаозене, о борьбе с терроризмом и ранее упоминаемой речи Нурсултана Назарбаева в Стамбуле. В целом, тональность интервью была положительной и говорила о том, что конфликт постепенно сходит на нет.
Об этом же должен был сказать и визит премьер-министра Серика Ахметова в Москву, который он совершил 12 ноября. С российскими премьером Дмитрием Медведевым Ахметов обсудил сотрудничество в рамках ТС и ЕЭП, стороны отметили, что удовлетворены проделанной работой и перспективами сотрудничества, сошлись во мнении относительно необходимости активизации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между странами. Ахметов особо подчеркнул, что неразрешимых и нерешенных вопросов быть не может, поскольку в ходе встреч и глав государств и глав правительств все эти вопросы решаются.
Из Москвы премьер Казахстана отправился в Кызылординскую область и посетил Байконур. Источник агентства «Интерфакс-Казахстан» сообщил, что казахстанская сторона «настаивает на выведении города из-под российской аренды». В настоящее время Россия арендует у Казахстане не только космодром, но и город и в нем действуют параллельно две администрации.
Новость пока не получила оценки у аналитиков, однако ясно, что о завершении «похолодания» в отношениях двух стран говорить пока рано.
Vласть попросила прокомментировать взаимоотношения Казахстана и России политика и экономиста Петра Своика и политолога Адиля Нурмакова.
Петр Своик, глава Алматинской общественной антимонопольной комиссии, член президиума Общенациональной социал-демократической партии «Азат»
Когда мы говорим об отношениях этих стран, нужно выделять отношения и интересы Ак Орды и Кремля и конкретно Путина и Назарбаева. Разница заключается в том, что альянс двух президентов на сегодняшний день имеет гораздо больше оснований, нежели экономический и политический альянс государств.
Списывать конфликт на слова, произнесенные Назарбаевым в Стамбуле, не стоит, их значимость многократно преувеличена. Нужно понимать, что Назарбаев осуществляет многовекторную политику, будучи единственным человеком, который представляет Казахстан. И ему приходится в разных аудиториях, на разных языках и в разных контекстах говорить разные вещи. В Стамбуле он сказал ровно то, что от него требовалось. А реакция России указывает на то, что Назарбаев находится под давлением.
В сегодняшних отношениях России и Казахстана не просматривается никакого экономического и политического союза. Объективно, пока он и не нужен. Экономика Казахстана, в основе своей, определяется экспортом сырья, а Россия - лишь транзитом этого сырья, а не потребитель. Что важно, Казахстан – страна, в большей степени закупающая то, чего сама не производит. Поэтому, Российский производитель имеет возможность поставлять товары в Казахстан. И поэтому Россия заинтересована в Казахстане, а Казахстан в России – нет, поскольку мало что туда поставляет.
К тому же, нельзя забывать, что наш режим - этнократический. И по свойствам этого режима демонстративный интернационализм Назарбаева не совпадает с русофобскими настроениями большей части правящей элиты. Но это не значит, что Назарбаев может их игнорировать.
Адиль Нурмаков, политолог, автор проекта Blogbasta.kz
Отношения нельзя назвать конфликтными. По ряду причин и позиций они немного отдалились от "вечной дружбы", как говорится в названии известного двустороннего договора, но не являются конфликтными.
Россия претендует на восстановление своей роли как гегемона в регионе, и если раньше ее целями были либо слабые, либо прозападные (либо совмещавшие в себе обе характеристики) постсоветские государства, то третий срок Путина показывает более прямолинейный и напористый подход к воссозданию "сплочения вокруг Великой Руси". Это раздражает не только национал-патриотов, но и саму национальную элиту, видимо, не ожидавшую, что претензии на политический диктат Кремля последуют столь скоро после инициатив экономической интеграции.
Вторая причина - это продолжающееся "раздвоение личности" во внешней политике Казахстана. Мы стремимся иметь хороший имидж как строящаяся демократия на Западе, но это желание вступает в диссонанс с природой политического режима, по-прежнему имеющего фундаментально прочные корни с советским прошлым - как и в России. И каждое новое проявление многовекторности болезненно воспринимается в России. Впрочем, как и инициативы Казахстана по региональной интеграции, поскольку за последние несколько лет Москва вернула себе контроль почти над всеми странами к югу от наших границ.
В конечном итоге, фундамент взаимоотношений двух государств не пошатнулся. А недоразумение со стамбульскими высказываниями было раздуто журналистами.