Максим Казначеев, политолог:
Я оцениваю избирательную кампанию в целом спокойной. По большому счету, властям удалось выдержать ее в духе 2011 года. То есть основной упор будет сделан на использование административного ресурса при полной минимизации любых возможных вариантов для политической конкуренции. В связи с этим я не думаю, что избирательная кампания будет иметь серьезное значение в плане воздействия на информационные потоки и общественное мнение. По большому счету, мы имеем дело с простым плебисцитом о доверии действующему президенту.
Андрей Чеботарев, директор центра актуальных исследований «Альтернатива»:
В целом кампания проходит по сценарию 2011 года. В ней участвуют президент и лояльные к нему альтернативные кандидаты. Оппозиция в выборах участия не принимает. В связи с этим все проходит стабильно, предсказуемо, без каких-либо интриг и неожиданностей.
Отличие этой кампании от предыдущих - персональный состав альтернативных кандидатов и их неожиданные программы. Потому что здесь (в предвыборных программах альтернативных кандидатов - V) нет противопоставления тому, о чем говорит в своей предвыборной кампании глава государства. Вместо этого идет прокручивание определенной тематики. У Сыздыкова - культурологическая, ценностно-ориентированная тематика с антизападным уклоном. У Кусаинова, что неожиданно, экологическая.
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
Я считаю, что выборы идут неплохо, даже хорошо. В строгом соответствии с избирательным законодательством, конституцией. В ходе агитационной кампании мы видим набирающих активность кандидатов.
Особенность этих выборов заключается в том, что они досрочные, внеочередные и больше обусловлены факторами экономического порядка глобального характера. А также непростой геополитической ситуацией, складывающейся в регионе.
Наверное, еще никогда Казахстан не подходил к выборам с такой непростой внешнеполитической ситуацией. Особенно - геополитической. Я здесь имею в виду, с одной стороны, кризис, связанный с Украиной. С другой стороны - кризис, связанный с созданием ИГИЛ и распространением нестабильности на мусульманском Востоке.
У нас и раньше были непростые ситуации, когда была острая фаза войны в Афганистане, угрозы в Узбекистане, в странах Центральной Азии. Казахстан, разумеется, сегодня более подготовлен, имея достаточный опыт самостоятельного развития. В 90-е годы мы такого опыта не имели, приходилось осуществлять рыночные реформы и так далее. Но и нынешние угрозы - сильнее. Все это на фоне глобального кризиса демократии, демократических институтов.
Вместе с тем, в самом Казахстане эти выборы проходят достаточно спокойно, без излишнего ажиотажа, ненужного радикализма и экстремизма.
Толганай Умбеталиева, директор Центральноазиатского фонда развития демократии:
Кандидаты, которые представлены наряду с президентом - несильные. Угрозы с их стороны для власти никакой нет. Поэтому они представлены на телевидении и стараются все сделать «правильно». Кампания в целом очень сглаженная и отрепетированная.
Это наиболее контролируемые выборы за всю историю Казахстана. Все делается по сценарию, нет никаких лишних движений. На других выборах была интрига, неизвестно было, как себя поведет оппозиция. Какие-то агитбригады ходили, был даже «черный» пиар, выходили люди с плакатами с разными лозунгами. Сейчас нет даже такой интриги.