Кандидат политических наук Антон Морозов напоминает, что «июль-август - традиционный период политического затишья: депутаты в регионах, президент в отпуске, большинство лиц, принимающих решения - тоже». В связи с этим он отмечает, что «если что-либо случится, то это будет внеплановое событие». Такого же мнения придерживается и политолог Максим Казначеев, который не предрекает оживления на политическом поле. Вместе с этим он подчеркивает, что в сентябре - с началом осенней сессии парламента - «определенная активизация» неминуема. «Во втором полугодии нас ожидает много интересных событий – как связанных с работой бюрократического аппарата, так и с изменениями границ влияния ведущих внутриэлитных групп», - говорит специалист.
Эксперт Института мировой экономики и политики Серик Бейсембаев также не видит предпосылок для каких-либо колебаний. «Власти уже озвучили свой план действий на ближайшие периоды и никаких сюрпризов вроде не готовят», - говорит он, подчеркивая, что существенные коррективы в этот самый план сможет внести разве что новое падение цен на нефть.
Между тем общепринятую позицию не разделяет Мадина Нургалиева, кандидат политических наук, руководитель представительства Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при президенте в Алматы. Она убеждена, что «традиционный сезонный фактор практически не повлиял» на высокую динамику общественно-политических процессов в стране. Политолог перечисляет «катализаторы» этой активности: ЭКСПО в Астане, Астанинский экономический форум, очередной раунд Астанинского процесса по Сирии, громкие задержания и текущие судебные процессы, завершение парламентской сессии, выборы в сенат. «Думаю, что предстоящие три месяца, вероятнее всего, будут чуть менее активными, но не менее насыщенными», - резюмирует Нургалиева.
Резкий рост протестности исключен
Морозов всплесков социальной активности не ожидает: «у горожан – отпуска, дачи, у сельчан – летние сельхозработы». Политолог Талгат Мамырайымов с ним согласен, но в поддержку своего мнения приводит иные аргументы: «У казахстанского народа очень высокий уровень конформизма, лояльности по отношению к деятельности власти. Во многом это обусловлено структурой, авторитарными нормами и ценностями нашего социума, поэтому вряд ли можно ожидать, что даже серьезное ухудшение социального-экономического положения казахстанцев подвигнет их на какие-то столкновения с властью. Тем более что лидеры всех социальных слоев нашего общества аффилированы с правящей элитой», - говорит эксперт.
Он подчеркивает, что резкие социальные протесты «могут быть только лишь при исключительных обстоятельствах» - например, во время «острого внутриэлитного конфликта». При этом политолог не исключает, что в ближайшие три месяца в Казахстане будет проходить подготовка к «крупной внутриэлитной чистке», которая может повлечь за собой «кадровые изменения в верхах». Несмотря на это, уверен он, правительство вряд ли допустит «масштабных эксцессов».
Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте