На сегодня не существует реального регламента инвестиционного сотрудничества на глобальном уровне. Впрочем, недавно страны «Большой двадцатки» (G20) одобрили первый в мире программный документ по вопросам многосторонних инвестиций под названием «Руководящие принципы G20 в сфере глобальной инвестиционной политики». Эти общие принципы могли бы стать особенно полезны для Китая и Евросоюза, которые пытаются договориться о двустороннем инвестиционном соглашении (ДИС).

Уже состоялось несколько раундов переговоров по поводу этого соглашения, на которых основное внимание уделялось укреплению защиты инвестиций, а также вопросам доступа к рынкам. Но ещё больше таких раундов предстоит провести, поскольку некоторые важные вопросы, в том числе касающиеся прозрачности регулирования и создания эффективных механизмов разрешения споров, пока что до конца не согласованы.

Китайско-европейское инвестсоглашение будет опираться на 26 уже существующих индивидуальных соглашений между Китаем и 28 странами ЕС. Эти соглашения далеки от последовательности в определении условий рыночного доступа и его ограничений. Данный недостаток единообразия стал для Китая главным мотивом начать переговоры о едином соглашении. Китай хочет гарантировать, чтобы его предприятия имели равный доступ к рынкам всех стран ЕС и были освобождены от издержек и затруднений, связанных с соблюдением различных требований. Другим важным стимулом является перспектива получения доступа к передовым технологиям и управленческой экспертизе европейских компаний.

Со своей стороны, Евросоюз надеется, что приток денег из Китая поможет росту его экономики, которая испытывает трудности, и откроет путь для увеличения объёмов торговли. Одно из главных требований ЕС – управление доступом к китайскому рынку с помощью «негативного списка» (то есть списка исключений из будущего открытого режима доступа), а не с помощью разрешений правительства, выдача которых является длительным процессом.

На этом направлении Китай уже сделал несколько шагов вперёд. В декабре 2015 года Госсовет страны решил ввести принцип негативного списка в рыночном доступе к любой инвестиционной деятельности в Китае, причём как для местных, так и зарубежных инвесторов. Пилотные версии такого подхода уже зарекомендовали себя в Шанхае, Гуандуне, Тяньцзине, Фуцзяне и других экспериментальных зонах свободной торговли.

Впрочем, помимо решения институциональных проблем Китаю и ЕС необходимо устранить культурные и концептуальные барьеры на пути инвестиций. Обе стороны обязаны заняться улучшением взаимопонимания и повышения уровня доверия с помощью различных переговорных механизмов, а также стимулировать «дипломатию второго уровня» (то есть взаимодействие небольших, негосударственных участников рынка). В этой связи Европейская комиссия готовится к запуску прозрачного «портала инвестиционных проектов», открытого для европейской публики, а также для инвесторов из Китая и других стран, с целью облегчить обмен информацией, знаниями и ресурсами для европейских инвестиций.

Обеим сторонам предстоит много работы, прежде чем будет подписано инвестоглашение. Но это не повод откладывать расширение инвестиционного сотрудничества. Параллельно с переговорами о ДИС Китаю и ЕС следует стремится к достижению трёх основных целей.

Во-первых, Китай и ЕС должны выполнить своё соглашение 2015 года о том, что ключевые стратегические инициативы каждой из сторон в сфере экономики должны быть лучше интегрированы между собой. Для Китая речь идёт об инициативе «Один пояс, один путь», которая касается стратегических инвестиций, и о плане структурной реформы, призванном сделать экономику страны больше ориентированной на рынок и поддержку инноваций.

А в Европе к числу таких инициатив относятся стратегия экономического роста «Европа-2020» и «Инвестиционный план для Европы», разработанный Европейской комиссией и больше известный как план Юнкера. Оба документа призваны помочь построить в Европе более инновационную, устойчивую, инклюзивную и динамичную экономику. Помимо этого, следует повысить прозрачность программы сотрудничества между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы «16+1», а также интегрировать её в более широкие рамки китайско-европейского сотрудничества.

Второй важной задачей для Китая и Европы должно стать содействие защите и развитию глобальных цепочек создания стоимости, которые укрепляют международную торговлю и инвестиции с помощью экономической интеграции. Появление этих цепочек преобразило мировую торговлю, которая из игры с нулевой суммой превратилась в фундамент для взаимовыгодного сотрудничества.

Впрочем, некоторые политические силы в Европе (а также в США) выступают сейчас против международной экономической интеграции, предлагая вернуться в прошлое, к политике протекционизма. Но как только одна страна заблокирует доступ на свой рынок товаров и услуг из другой страны, глобальные цепочки создания стоимости окажутся разорваны. От многочисленных побочных последствий таких действий пострадают все, в том числе и страна, которая решит возвести барьеры.

На этом фоне европейские и китайские лидеры должны убедительно выступить за продолжение либерализации торговли и инвестиций, несмотря на политические трудности, которые могут возникнуть (особенно в Европе). Это особенно важно для сектора услуг. Европе и Китаю необходимо открыть свои рынки услуг для двусторонней торговли, устранив, например, сохраняющиеся торговые барьеры в сфере информационных технологий, а также поощряя трансфер технологий.

Третьей ключевой целью, к которой ЕС и Китаю следует стремиться на пути к ДИС, является создание новых механизмов финансирования инвестиций. Сейчас подобные усилия они предпринимают сепаратно: Китай возглавил процесс создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, а у ЕС есть Европейский инвестиционный банк и Европейский фонд стратегических инвестиций (играющий опорную роль в плане Юнкера). Китаю и ЕС следует использовать эти площадки для развития интеграции и сотрудничества в сфере инвестиционного финансирования.

На сегодня объём прямых инвестиций между Китаем и ЕС меньше, чем между Китаем и другими крупными торговыми партнёрами этой страны, в частности США и Бразилией. Поскольку темпы роста торговли замедляются, обеим сторонам следует стремиться как можно скорее освоить их огромный потенциал в области взаимных инвестиций.

Project Syndicate, 2016