Окончательным результатом реакции правительства Южной Кореи, где вспышка заболевания внезапно стала крупнейшей за пределами ближневосточного региона, стало не только то, что были напуганы люди, но и то, что многие из них теперь боятся посещать больницы. Последнее скорее связано с возрастающей вероятностью того, что пациенты, которые еще не прошли лечение или люди, у которых не был выявлен вирус, могут способствовать дальнейшему распространению опасного заболевания.
На усиление общего беспокойства также повлиял глубокий скептицизм общества по отношению к способности правительства справляться в чрезвычайных ситуациях. Частично он связан с трагедией прошлого года, унесшей жизни 304 человек, большинство из которых были учениками старших классов.
«Сейчас причина наших опасений кроется в недоверии правительству и его заявлениям», - объяснила Ю Мин Ен, руководитель кризисной консалтинговой компании «Acase», находящейся в Сеуле.
В четверг утром у 35 жителей Южной Кореи был выявлен положительный результат теста на вирус, который является причиной заболевания. По его вине в 25 странах мира уже погибло несколько сотен человек. Большинство из них являются выходцами из Саудовской Аравии. Вирус впервые появился три года назад на Ближнем Востоке, где по сообщениям было выявлено 1 100 случаев заболевания и более 470 – со смертельным исходом. Также есть сведения, что вирус может передаваться от верблюда к человеку.
В понедельник в результате вируса скончались два жителя Южной Кореи. Еще трое находятся в критическом состоянии, как заявили представители ведомства здравоохранения в среду. Власти также ожидают результатов тестов 99 пациентов, у которых есть подозрение на инфекцию. Количество людей, помещенных на карантин дома или в государственных центрах на время проверки, возросло от 790 до 1 364 днем ранее.
К данному моменту в Южной Корее все случае заболевания синдромом, известным под названием MERS, были выявлены среди медицинского персонала, пациентов или посетителей шести больниц. Но закрытие школ говорит об опасениях по поводу риска дальнейшего распространения.
Всемирная Организация Здравоохранения в среду заявила, что хотя вспышка заболевания за пределами Ближнего Востока стала новым этапом его распространения, организация не рекомендует проводить проверку в портах прибытия в Южную Корею, как и применять какие-либо ограничения в сфере туризма или торговли в связи с данными событиями.
Согласно информации, опубликованной на сайте ВОЗ, организация хотя и ожидает обнаружения дальнейших случаев заболевания представителями сферы здравоохранения Южной Кореи, но заявляет, что исторически «систематическое применение адекватных мер по предотвращению распространения инфекции» помогло остановить передачу опасного заболевания.
Тем не менее, по мере увеличения количества заболевших, усиливалась общая тревога в Южной Корее, где многие не могут забыть трагедию с пассажирским судном «Sewol», которое затонуло в апреле 2014. Большое количество погибших в катастрофе зачастую связывают с неспособностью правительства быстро отреагировать на чрезвычайное происшествие.
Многие жители Южной Кореи отменили посещение врача в больнице из-за страха заражения инфекцией. По мнению критиков, частично подобное действие было вызвано решением правительства не разглашать названия и месторасположения больниц, где были выявлены случаи заболевания.
Как заявляют представители правительственного ведомства по вопросам здравоохранения, целью данного решения было предотвратить панику вокруг больниц. Хотя подобную политику критиковали даже некоторые законодатели из правящей консервативной партии Сэнури.
По заявлению представителей сферы торговли, резко возросли продажи дезинфицирующих средств для рук, которые правительство рекомендует в качестве профилактического средства. Хотя вирус распространится скорее воздушно-капельным путем, а не через прикосновения.
Министерство обороны призвало мужчин отсрочить прохождение вневойсковой подготовки, если они подозревают наличие симптомов MERS.
В то время как чиновники отслеживали пути попадания вируса в страну, были выявлены данные о халатном контроле над распространением заболеваний в системе общественного здравоохранения.
Первый «индексный» пациент 68-летний сотрудник компании, занимающейся сельскохозяйственными продуктами - 4 мая возвращался домой из Бахрейна через Катар после посещения ОАЭ и Саудовской Аравии.
11 мая у него начался кашель и лихорадка, которые являются симптомами MERS, и он обратился за помощью в три клиники. Но у врачей симптомы опасений не вызвали, потому что он просто не сказал им о своей поездке на Ближний Восток. У врача и медсестры из одной из клиник позднее был выявлен положительный результат теста на наличие вируса.
Только 18 мая врач крупной больницы обратился к властям с просьбой проверить пациента на наличие заболевания. Два дня спустя последнего объявила первым пациентом в стране, заболевшим MERS. Также в той же больнице уже выявлено 27 случаев последующего заражения.
Один из пациентов – 44-летний мужчина, посещавший в больнице своего отца, 26 мая полетел в Китай через Гонконг. Хотя врачи рекомендовали ему оставаться дома. За пренебрежение подобной рекомендацией даже существует штраф до 3 миллионов вон (или $2,700).
При проверке в Китае результаты теста на заболевания оказались положительными, и на прошлой неделе его поместили в карантин в Китае.
Еще один пациент, 58-летняя женщина, была заражена после контакта с первым пациентом, но ее отпустили после прохождения лечения от астмы. Представителям сферы здравоохранения удалось отследить ее до другой больницы только в воскресенье. В понедельник она скончалась от MERS.
“Мы приносим свои извинения за ненадлежащее меры первого реагирования», - министр здравоохранения Южной Кореи Мун Хун Пьо заявил во вторник во время пресс-конференции. «Мы были слишком расслаблены».
Еще один случай – 40-летний мужчина, который был в одной больничной палате с первым пациентом и лечился от пневмонии. Его отпустили после того, как состояние улучшилось. В воскресенье властям удалось отследить, в какую больницу он обращался далее. На следующий день у двоих пациентов, находящихся с ним в одной палате, был выявлен положительный результат теста на заболевание.
Это был первый случай передачи инфекции от заразившегося от первого пациента. Хотя ранее в правительстве уверяли, что такое вряд ли может произойти.
Министерство здравоохранения рекомендовало школам временно остановить свою деятельность, если их руководство опасается распространения инфекции среди студентов. Но на брифинге в понедельник официальный представитель министерства здравоохранения Южной Кореи Квон Джон Ук назвал закрытие школы неправильной мерой с медицинской точки зрения. Президент Корейского общества инфекционных заболеваний Ким У Чжу также высказался против закрытия школ, назвав его слишком кардинальной мерой предосторожности.
The New York Times