Слово «нет» - это самое сильное слово в любом языке мира. Оно подразумевает под собой отказ, прекращение. Довольно, хватит. Недавно слово «НЕТ», написанное большими буквами, можно было увидеть на плакатах в руках протестующих против президента Мексики Энрике Пеньи Ньето. Это же слово можно было увидеть в Соединенных Штатах во время широкомасштабных протестов против расовой дискриминации.
Горечь обиды после убийств двух безоружных афроамериканцев белыми полицейскими – Майкла Брауна в Фергюсоне (штат Миссури) и Эрика Гарнера в городе Нью-Йорк – вылилась в длительные демонстрации по всей стране, начавшиеся после того, как решением жюри присяжных в обоих случаях были сняты обвинения с обоих офицеров. Тысячи и тысячи американцев выходили на улицы в течение последних недель с намерением показать свое отношение к несправедливости и заставить власти прислушаться к их голосу.
Как я уже писал ранее, в США выборы первого темнокожего президента не положили начало пострасистской эры в стране. Как печально бы это ни было, но цвет кожи все еще имеет значение в здесь. Я был поражен тем, что мне сказал Спайк Ли (американский кинорежиссер и сценарист), в недавнем интервью: даже он, известный кинорежиссер и практически икона Нью-Йорка, чувствует дискриминацию. И ему иногда даже трудно поймать такси в городе.
Еще одно шокирующее заявление было сделано в этом месяце мэром Нью-Йорка Биллом де Блазио. После того, как жюри присяжных сняло обвинение в убийстве с Гарнера, мэр заявил на пресс-конференции, что беспокоится о своем сыне Данте, который является метисом. «Ширлейн и я всегда говорили Данте о том, с какой опасностью он может столкнуться. И даже несмотря на то, что он приличный молодой человек, законопослушный молодой человек, которому никогда не придет в голову сделать что-то плохое, для него все равно существуют угрозы. Потому что история продолжается», - заявил де Блазио.
«Находится ли Данте в безопасности ночью? В городе живет так много семей, которые испытывают такое же беспокойство. И каждую ночь. В безопасности ли мой ребенок?...Могут ли те люди, в которых он видит своих защитников, обеспечить ему эту безопасность?»
Люди в Мексике испытывают гнев и разочарование. Хотя их ярость больше сосредоточена на народном лидере. Миллионы мексиканцев – будь-то на улицах или в социальных сетях – требуют отставки Пеньи Ньето, который не может остановить насилие в стране. Кроме того, вызывает много вопросов некоторая деятельность главы страны и его сделки, включая принадлежащий его жене дом, который был построен одним из государственных подрядчиков.
С того момента как Пенья Ньето занял свой пост два года назад, было убито более 31 000 мексиканцев. И это только согласно официальным данным. Совершенное недавно похищение и убийство 43 учащихся колледжа из Айотзинапы – наряду с медленной и отрешенной реакцией президента – демонстрирует неповоротливость и халатность Пеньи Ньето. Нет, президент напрямую не виноват в смерти студентов. Но его провальная политика лишь ухудшает ситуацию с подобными ужасающими преступлениями.
Уже несколько недель продолжается ситуация с мексиканским «белым домом». И проблема до сих пор остается нерешенной. Тем временем, на свет появляются все новые и новые обстоятельства: «Подрядчик, который занимался строительством дома для президента Энрике Пеньи Ньето, выиграл несколько высоко бюджетных правительственных контрактов с того момента, как мексиканский лидер пришел к власти два года назад», - написал The Wall Street Journal ранее в этом месяце. Изданием также была опубликована информация об участии Grupo Higa SA в строительстве водного канала ($3.4 млрд), музея в Пуэбле ($460 млн), а также реконструкции ангара для президентского самолета в аэропорту города Мехико.
Конфликт интересов президента очевиден. Но неужели народ так много просит? Провести независимое расследование и предоставить открытой общественности полный перечень правительственных контрактов вышеупомянутой корпорации? Народ говорит «нет» - это не так уж много. И народ продолжит требовать.
Столкнувшись с подозрениями по поводу злоупотребления властью, наряду с глубоким чувством отсутствия безопасности в стране, мексиканцы были вынуждены выйти на улицы. Нет, они не примут сложившееся положение вещей. И нет, протестов будет недостаточно, чтобы изменить ситуацию. Но это только начало. Это символ.
В своей прекрасной книге «Человек» («A Man») итальянская журналистка Ориана Фаллачи рассказала о том, как Александрос Панагулис – лидер сопротивления диктатуре в Греции в 1970-х, показал ей три больших буквы, высеченные на одном из холмов Пелопонесса: «OXI». По-гречески оно означает «нет». Несколько десятилетии тому назад его сделали повстанцы, ведущие борьбу против фашизма и нацистов. Фаллачи назвала этот символ сопротивления самым прекрасным памятником человеческому достоинству.
Протесты, проходящие в Мексике и Соединенных Штатах, стали историческим выражением народного отчаяния и недовольства. Есть вероятность, что в Мексике ничего не изменится. И что в Америке продолжится проявление расизма и несправедливости.
Но любое изменение начинается со слова «нет». Мы не знаем, что будет дальше. Но мы знаем, что не хотим мириться с тем, что есть сейчас.
The New York Times
Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти