С момента выхода первого казахского альбома Батырхана Шукенова прошло целых 13 лет. В октябре 2002 года вышла пластинка «Отан Ана», ставшая недосягаемой вершиной для многих казахских исполнителей. Альбом стал фундаментальным, и сейчас, спустя годы, можно с уверенностью сказать, какое влияние музыкант оказал на местную поп-сцену благодаря своему возвращению. Песни были приняты во всех уголках Казахстана. Каждый нашел для себя что-то свое и родное. У одних просыпались патриотические настроения от песни «Отан Ана», другие представляли красоту мира под «Әсем Дүние», третьи впадали в философские размышления под «Аялаған Арман-ай». Слушая «Гүл Алматы» и «Күндер-ай» можно было представить солнечную и цветущую Алма-Ату прошлых лет.
Казалось, что у него так легко и просто получилось воодушевить музыкантов на определенный стандарт, ниже которого они не имели права опускаться.
И вот, спустя 13 лет вышел его посмертный «Аманат» (поручение) всем поклонникам. Альбом получился достаточно спокойным, чувственным и нежным. При прослушивании всех десяти песен складывается ощущение, что музыкант находился в полной гармонии с собой и окружающим миром.
Возьму на себя смелость пройтись по каждой песне.
1. Аманат. У этого слова несколько значений, и в переводе с казахского оно означает заложник, обязательство, поручение. Эта песня-посыл от Батырхана будущим поколениям об ответственности перед родиной, окружающей средой и людьми. После песен «Отан Ана» и «Сағым Дүние», это произведение закрывает красивейший триптих о родине, которое они планировали с композитором Куатом Шильдебаевым.
2. Анажан. Одна из самых красивых и чистых песен о матери, которую написал композитор Еркин Интыкбаев. В 90-х годах она была чуть ли не самой исполняемой застольной песней в домах молодых алматинских музыкантов. Прошло еще несколько лет, и именно Батыр внес свой окончательный вклад, чтобы она стала любимой народной песней о матери.
3. Әке. Посвящение отцу - еще одна совместная работа с Куатом Шильбаевым, которая в очередной раз открывает нам глаза на богатый музыкальный мир композитора. Очень искренний и добрый трибют отцу не должен оставить равнодушным поклонников исполнителя.
4.Мәңгі Іздеймін. Еще одна сильная совместная работа с композитором Еркином Интыкбаевым. Батырхан поет о любви, о подавлении чувств, вечном поиске великой красоты и надежде.
5. Алдар Көсе. Песня о фольклорном персонаже казахских сказок резко выделяется в альбоме своим веселым и озорным звучанием. Изначально «Алдар Көсе» вышел как саундтрек к одноименному сериалу, в котором музыкант выступал так же в качестве продюсера. После первого прослушивания сразу же кажется, что песня о любимом народном персонаже должна быть именно такой. Настолько хорошо Куату Шильдебаеву удалось передать характер Алдара Косе. Говорят, что среди демо-версий этой песни, есть вариант, где все вокальные партии он сыграл на своем саксофоне.
6. Жан Ана. Самой большой и приятной неожиданностью на альбоме стала песня Куата Шильдебаева - «Жан Ана». Когда-то ее пели Нагима Ескалиева и Макпал Жунусова, и я часто представлял, как бы она звучала в исполнении Батырхана вместе с симфоническим оркестром. Оркестра не было, как и не было других живых инструментов. Но надеюсь, что когда-нибудь песню перезапишут так, чтобы на века. Чтобы она зазвучала так, как она этого заслуживает. Подобные примеры уже случались после ухода Фрэнка Синатры, Нат «Кинг» Кола, Майкла Джексона и многих других музыкантов.
7. Жүрегімде Астана. С момента перевода столицы из Алматы в Астану было записано сотни песен о северном городе. Проводилось множество конкурсов на лучшую песню о столице. Прошло время, и ни одна из них так и не стала народной. Батыр в тандеме с Ринатом Гайсиным записал очень сильную шестиминутную балладу об Астане. На 03:43 есть почти минутное соло на саксофоне с дальнейшим развитием песни. Слушая этот момент, я невольно представлял, как на высокой скорости мчусь по трассе в сторону мерцающей в ночи столицы.
8. Кездесу. Красивая песня Толегена Мухамеджанова о любви, которая займет свое достойное место в плейлистах его поклонников.
9. Назқоңыр. Авторство этого произведения принадлежит казахскому поэту и композитору Сегіз Сері, жившему в первой половине 19-го века. Эта прекрасная песня в разные годы была в репертуаре таких музыкантов, как Дос-Мукасан и Роза Рымбаева. Ее многократно перепевали разные артисты, но они обычно либо портили песню, любо им не хватало профессионализма и опыта, чтобы сделать это достойно. Батыр с его перфекционизмом оставил для нас еще один шедевр, который нужно слушать исключительно на максимальной громкости.
10. Сен Сұлу. Эта песня Шамши Калдаякова уже давно стала народной. Наверно в Казахстане ее перепевали столько же раз, сколько в Бразилии перепевали «Девушку из Ипанемы». Но для того, чтобы понять, что сделал Батыр, нужно послушать хотя бы пару старых версий. Из веселой песни музыкант создал медленное и нежное признание женской красоте.
Если вы все еще читаете эту реценезию, то я бы порекомендовал вам пойти в ближайший магазин сети Меломан, и приобрести альбом «Аманат», пока его не разобрали другие. А еще лучше купите несколько дисков в подарок близким и друзьям, как сделал это я.