46781
7 ноября 2019
Текст Юны Коростелёвой, фото автора, Жанары Каримовой и Айсулу Тойшибековой

«Доступность – это не только пандусы и лифты»

Как одна организация может увеличить доступность инфраструктуры для людей с нарушением зрения в целом районе

«Доступность – это не только пандусы и лифты»

В декабре 2007 года Пархат Юсупджанов и двенадцать его коллег основали общественное объединение «Молодежная организация людей с ограниченными возможностями «Жігер». Сегодня Пархат – президент объединения, которое уже 12 лет борется с барьерами, препятствующими развитию инклюзивного общества. Цель одного из последних проектов молодежной организации – «Жігер, район комфортный для незрячих» – улучшение доступности социальной инфраструктуры для незрячих и слабовидящих людей в десяти учреждениях Алатауского района Алматы.

В детстве Пархат учился в школе-интернате для слабовидящих и незрячих детей, где для него и его одноклассников были созданы все условия: материалы, написанные шрифтом Брайля, тактильные карты и умеющие преподносить информацию учителя, некоторые из которых тоже были слабовидящими или незрячими. После окончания интерната, Пархат поступил в Казахский университет международных отношений и мировых языков, откуда и начался его осознанный путь к общественной деятельности.

«Когда я поступил в Казахский университет международных отношения и мировых языков, я столкнулся с барьерами в получении информации. Не было никаких доступных материалов [написанных] шрифтом Брайля. Сначала это мешало, но потом стало мотивировать, потому что я был один такой студент. Я хотел показать, как нас в школе учили, что я на голову выше своих сверстников. Через пять лет я поехал на учебу в Японию, там ребята научили меня, что необязательно кому-то что-то доказывать, потому что я такой же человек, как и все. Просто нужно наслаждаться жизнью, учиться, трудиться, гулять, путешествовать. В 2007 мы создали организацию «Жігер», а сразу после я получил стипендию «Болашак» и уехал в США получать степень магистра. Тогда я понял, какая доступность в зарубежных вузах. Я также проучился в Женеве, у них посмотрел на европейскую модель. У меня была возможность сравнить доступность высшего образования в Казахстане с тем, что есть в других странах. Эти стажировки подтолкнули меня к тому, что нужно что-то менять в нашей стране, перенимая зарубежный опыт. У нас пока руководство не скажет – никто ничего делать не будет, а мы как бы снизу показываем, что назрела необходимость перемен, поэтому мы делаем различные пилотные проекты»

Для команды «Жігер» важно показать, что доступность – это не только пандусы и лифты, а более широкий перечень специальных ассистивных средств и технологий. В Алматы акимат и частный сектор делает уклон на людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, улучшая инфраструктуру прежде всего для них. «Жігер» же активно работают с доступностью инфраструктуры для людей с нарушением зрения.

«Лично я, да и многие другие ребята из нашей организации, прошли через определенные трудности либо во время получения высшего образования, либо во время трудоустройства. Именно поэтому мы объединились. Мы хотим показать, что поставленные нами цели могут быть достигнуты не только в европейских странах, но и в странах Азии, где экономика отстает от более развитых стран. Разным людям нужны разные условия для того, чтобы пользоваться тем или иным зданием или учреждением. Помимо развития инфраструктуры, мы занимаемся сокращением информационного неравенства между людьми с ограниченными возможностями и людьми без инвалидности, работаем в сфере доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями, участвуем в движении за права людей с ограниченными возможностями, как в Казахстане, так и за рубежом, работаем над усилением потенциала самих людей с ограниченными возможностями. Мы создали первые в Казахстане центры поддержки для лиц с ограниченными возможностями в вузах, сейчас их три. Сейчас в организации состоят 62 человека взрослых и около 50 детей с ограниченными возможностями. С ними мы ходим в театры, музеи, проводим ориентировку в пространстве, участвуем в различных мероприятиях. Многие наши ребята получили возможность стажироваться и учиться за границей»

За десять лет социальная инфраструктура для незрячих и слабовидящих стала в разы доступнее, не без участия организации «Жігер». Если раньше в некоторых городах Казахстана устанавливали только светофоры со звуковым сопровождением, то сегодня можно встретить тактильную навигацию и таблички со шрифтом Брайля. В Алматы таблички на Центральном стадионе, в театре имени Лермонтова, в ГАТОБе имени Абая и в кинотеатре «Арман» изготавливались и устанавливались участниками «Жігера».

«В Алматы очень сильно развито движение НПО, которые очень тесно работают с государственными органами и лоббируют интересы своих групп. Сейчас нет политики изоляции, что незрячие и слабовидящие должны находиться возле школы-интерната или в районе Толе би-Муратбаева (здесь с советских времен располагалось Общество слепых - V). Еще 10-12 лет назад у нас даже не было понятия «тактильная навигация», никто не знал, как ей пользоваться. А сейчас и на остановках, и в метро, и в школах, и в поликлиниках все адаптируется. Проблема заключается в том, что у нас адаптируют объекты, начиная от калитки и заканчивая входной дверью, а вот как от остановки до калитки добраться – это уже не их заботы.

Когда мы опрашиваем людей – они говорят, что боятся одни ходить в те же супермаркеты, театры, кинотеатры без сопровождения – это еще одна проблема. Мы думаем, что это связано, во-первых, со слабыми навыками ориентировки в пространстве, а во-вторых, с человеческими барьерами. Если устранить инфраструктурные барьеры – поставить везде пандусы, сделать тактильную навигацию, звуковые маячки установить, таблички со шрифтом Брайля, но при этом не обучить персонал обслуживанию людей с нарушением зрения и с ограниченными возможностями в целом – этот огромный человеческий барьер преодолеть будет очень сложно. Люди с нарушением зрения опасаются одни выходить куда-то, потому что переживают, что их не поймут, им не смогут помочь. Поэтому одним из важнейших элементов нашего проекта является обучение персонала учреждений навыкам общения и обслуживания незрячих и слабовидящих посетителей. Преодоление человеческого барьера – один из главных этапов к инклюзивному обществу.

С самими незрячими и слабовидящими тоже надо работать, чтобы мотивировать их на использование тех или иных социальных объектов самостоятельно, чтобы они не ждали сопровождающих

Индивидуальные помощники работают определенное количество часов, максимум – 8. А если человек вечером захотел сходить в театр или супермаркет? Ему приходится просить о помощи друзей, а мы хотим, чтобы он сам сел в метро, попросил сотрудников, чтобы его высадили на определенной остановке, чтобы его довели до тактильной дорожке, по которой он дойдет до того же театра Ауэзова, где ему помогут уже сотрудники театра», - рассказывает Юсупджанов.

«Жігер, район, комфортный для незрячих» – проект, с помощью которого объединение «Жігер» cделает 10 объектов Алатауского района Алматы доступным для людей с нарушением зрения. Последние несколько лет незрячие и слабовидящие люди, в рамках государственной программы по жилищному строительству, получили квартиры в Алатауском районе, после чего в нем были построены школы, детские сады, поликлиника, театр, кинотеатры, рестораны, кафе и супермаркеты. Однако установка звуковых маяков и табличек, написанных шрифтом Брайля в план по застройке не входила. Пархат и его коллеги хотели максимально привлечь слабовидящее и незрячее население в решение проблем, напрямую касающееся их, поэтому они провели анкетирование, благодаря которому определили 10 приоритетных для увеличения доступности учреждений и необходимое для этого оборудование.

«Следующий этап нашей работы – улучшение доступности инфраструктуры, то есть установка звуковых маячков, табличек со шрифтом Брайля и тактильной навигации. Из всех учреждений только в ЦОНе Алатауского района есть таблички со шрифтом Брайля, но они написаны или вообще неправильно, или правильно только на одном языке. В апреле мы выиграли грант по проекту «МыАлматы» в размере 5000 евро и готовы в рамках проекта эти таблички заменить. Еще одна проблема – лифты. Многие, когда отчитываются, говорят, что у них лифты адаптированы для незрячих и слабовидящих людей. Конечно, цифры на всех языках пишутся одинаково, но если на кнопках написано «Up» или «Down», например, то не знающий английского алфавита Брайля, просто ничего не поймет. А в Казахстане владеют либо русским, либо русским и казахским алфавитом Брайля.

Вообще ребята очень позитивно реагируют на этот проект, многие готовы принимать участие. Мы всегда звоним, консультируемся, узнаем у них – они с радостью идут на контакт. Стараемся во все мероприятия их вовлечь, чтобы они тоже чувствовали свое участие. Но были и странные случаи. Мы ходили к руководству одного из объектов, рассказывали о проекте, говорили, что мы готовы все установить за свой счет, провести тренинги, после чего нам отвечали, что с акимата могут прийти с проверками, поэтому лучше «тихо сидеть». Было не совсем приятно, потому что мы бесплатно устанавливаем дорогостоящее оборудование, бесплатно проводим тренинги, а они опасаются проверок из акимата. Но акимат мониторит все учреждения, в любом случае к ним придут и спросят, почему нет инфраструктуры на объекте, тогда им придется устанавливать все за свой счет. Один из членов нашей команды стал советником акима Алатауского района Бакытбека Бейсебаева по вопросам людей с инвалидностью, он обратился в акимат и попросил провести беседу с руководством данной организации. Надеемся, что эта ситуация будет улажена.

Также мы проводим тренинги: для персонала учреждений и для самих слабовидящих и незрячих. Чуть позже мы соберем всех ребят и поведем их в те объекты, которые были нами адаптированы. Мы хотели бы, чтобы незрячие и слабовидящие люди сами прошли по ним и почувствовали, что стало намного доступнее, удобнее и комфортнее, что персонал готов ко встрече с этой категории населения», - говорит Пархат.

Сегодня «Жігер» провели 6 тренингов по навыкам обслуживания слабовидящих и незрячих для сотрудников выбранных учреждений, привлекли людей с нарушением зрения для изготовления табличек со шрифтом Брайля, часть из которых уже установлена вместе со звуковыми маяками.

«Дороже поставить подъемник или лифт, которые стоят миллионы, чем поставить таблички со шрифтом Брайля и установить маячок у входа. В разы дороже обходится инфраструктура для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, но для этой категории делается очень многое в городе. А то, что менее затратно, но необходимо другим людям – у нас зачастую игнорируется. Нам, как НПО, необходимо брать лидерство на себя и показывать пример, чтобы государственные органы видели, что такая доступность тоже нужна. Мы хотели бы, чтобы в краткосрочной перспективе чиновники, представители частного сектора и государственных органов понимали необходимость обеспечения доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями, а в среднесрочной перспективе хотелось бы, чтобы по городу Алматы было больше адаптированных объектов», - уверен Пархат Юсупджанов.

Материал подготовлен в рамках проекта «МыАлматы», реализуемого Британским Советом, акиматом Алматы, АО «Центр развития Алматы» и Казахстанско-Британским техническим университетом при финансовой поддержке Европейского Союза.