Фильм недели: «100 минут о любви»

Айсулу Тойшибекова
  • Просмотров: 13710
  • Опубликовано:

Сегодня на экраны выходит казахстанская мелодрама «100 минут о любви», рассказывающая о молодой девушке Мике, мечтающей стать певицей, и ее отношениях с банкиром Ануаром. Айсулу Тойшибекова посмотрела очередной фильм о любви и поняла, что некоторые истории должны оставаться неснятыми. 

Жанр: мелодрама

Хронометраж: 104 минуты

Цена билета: от 600 до 3500 тенге

Режиссер: Альмири Карпыков

Актеры: Эльдана Кансеитова, Альмири Карпыков, Айсулу Азимбаева, Мукагали Мырзамбетов, Нурлан Туреханов, Азиз Бейшеналиев, Асем Абдрахова, Зайтуна Карпыкова, Лидия Каденова, Толеубек Аралбай, Ксения Мукштадт.

22-летняя Меруерт или коротко – Мика (Эльдана Кансеитова), возвращается из Штатов домой в Алматы, где ее ждет семья: беременная мама, папа, младшая сестра, бабушка и бабушкин ухажер. Последние вызвались встретить ее в аэропорту и привести домой, однако по дороге произошел инцидент – бабушка и ее бойфренд попали в небольшую аварию. Мика поспешила в больницу, где она встретила Ануара (Альмири Карпыков), который приехал туда же вместе с другом-мотоциклистом, попавшим в аварию. Бабушка отделалась множественными ушибами, друг Ануара повредил руку и разбил бровь. Алматы — маленький город – Ануар и Мика вновь встречаются при весьма странных обстоятельствах: сначала на парковке, затем на молочном заводе. Там же выясняется, что Мика устроилась в тот же банк, где работает Ануар.

Между ними завязываются романтические отношения со всеми шансами стать счастливыми, если бы не одно но – у Ануара есть невеста Карина (Айсулу Азимбаева). Карина с первых минут на экране обозначена как избалованная стерва, – дочь главы банка (Нурлан Туреханов), в котором работают главные герои. Ее отец и погибший много лет назад отец Ануара – лучшие друзья, которые сосватали своих детей, когда те еще были маленькими. Теперь, когда они выросли, а Ануар стал вторым человеком в банке, отец Карины мечтает передать ему не только дочь, но и управление бизнесом. Ануар не спешит решать свои проблемы, вместо этого он продолжает встречаться с Микой до тех пор, пока Карина не узнает об его вторых отношениях.

Фильм с первых минут поражает тем, как быстро разворачиваются события. Для того, чтобы быстро и наверняка ввести зрителя в курс дела, повествование сопровождается закадровым голосом героини, которая рассказывает о семье и себе, а иногда создатели и вовсе вводят совсем пошлый прием, озвучивая мысли главных героев. В принципе киноязык «100 минут о любви» очень топорный: всякий раз, когда происходит поворотный момент, в ясном небе гремит гром и откуда ни возьмись начинается неистовый ливень. Главные идеи – добиваться мечты и преодолевать страхи, создатели предпочли выразить в диалогах, все идеи проговариваются главными героями как бы между делом.

«100 минут о любви» – это комбинация «Бара “Гадкий койот”» и любой мелодрамы средней руки. Из-за того, что в фильме пересекаются два сюжета, ни один из них не раскрыт и не проигран до конца. Во-первых, мы видим героиню с мечтой, однако семья настаивает на том, что мечта – дело несерьезное, гораздо лучше выбрать ненавистную, но стабильную работу с хорошей зарплатой в банке. Эта дилемма ставит Мику в тупик: с одной стороны, она пишет и поет песни, ее друг Кай зовет ее петь в свой бэнд, но вот незадача – отец лишился работы в самый неподходящий момент (жена скоро родит, а младшая дочь собирается уехать учиться в Канаду). Этот фактор давит на героиню, она поддается уговорам идти работать в банк. Было бы неплохо показать, как она пытается балансировать между мечтой и долгом, ведь это хорошая почва как для внутреннего конфликта героини, так и ее конфликта с окружающими – семьей, ради которой она пожертвовала музыкой, и другом, который считает, что она предала его. Но нет. Зачем развивать эту линию, когда можно добавить другую, а то и третью? Так, в фильме появляется Ануар и его любовь, но он не способствует тому, чтобы любимая девушка достигла мечты, как это было в «Ла-Ла Лэнде». Он вообще никак ее не поддерживает. Вместо этого Ануар зовет ее на свидание в аэроклуб, чтобы полетать на самолете, хотя прекрасно знает, что у Мики аэрофобия и полеты она предпочитает переживать, приняв снотворное. И вообще, в Казахстане больше шансов разбиться на легкомоторном самолете, чем на огромном воздушном судне, который проходит капитальную проверку перед каждым вылетом. 

Ануар обманывает Мику, скрывая, что помолвлен и скоро женится. Вместо этого он говорит ей о полетах, она благодарит его, он ее, а затем они вместе высокопарно рассуждают и делятся мудростями жизни. Его невеста Карина и вовсе нестабильный персонаж: в самом начале фильма она была готова проклясть своего жениха вместе с приближающейся помолвкой и свадьбой, а затем набрасывается в порыве любви в офисе и страдает от ревности, узнав о Мике.

Голосом разума в фильме кажется друг Ануар – Руслан – тот самый мотоциклист, попавший в аварию. Он почему-то временно живет у Ануара и пытается донести до него мысль, что он не прав, обманывая одну девушку и женясь на другой по расчету. Однако и его действия с каждой новой сценой теряют логику. Например, когда Ануар принес в квартиру сумку, случайно оставленную Микой, Руслан спросонья схватил выглядывающую из открытой сумки флешку и сразу же принялся проверять ее содержимое на компьютере. На флешке, кстати, оказались песни Мики собственного сочинения и, видимо, это был единственный легитимный способ впервые донести их до Ануара.

В фильме многие сцены начинаются и заканчиваются крайне неловко. Несмотря на то, что они косвенно ведут к ключевым сценам, они вшиты в повествование белыми нитками и вызывают недоумение. Например, несуразный парень лучшей подруги Мики – Марат. Он начал приставать к главной героине, разумеется, чтобы свести с Ануаром, однако все его громкие угрозы про «ты будешь моей, от меня еще никто не убегал» ничем не заканчиваются. Вы никогда больше не увидите его, а если и увидите, то не узнаете. Еще пример: возникший из ниоткуда чабан, который просто сел к ним в машину и велел везти его домой – в одинокую юрту посреди поля. Он напоил героев айраном, от которого те сразу отключились, а Ануару стали видеться психоделические сны. Эта мистика вообще кажется неуместной и она, естественно, не развивается. Или конфликт двух сестер, который тоже ни к чему не приводит. 

И если на логику и содержание сюжетных линий создатели фильма поскупились, то на диалогах они решили оторваться. Весь фильм герои фильма «100 минут о любви» общаются на высокопарном русском языке, которым в России изъяснялся Лев Толстой. Как давно вы слышали, чтобы современники в Алматы использовали фразеологизм «не зги не видно»? То-то же. Во время просмотра казахстанской новинки вы значительно расширите свой словарный запас и вспомните переводы поэм лорда Байрона. Лично мне показалось, что диалоги писал человек очень образованный и начитанный, который родился и вырос в квартире профессора русской словесности и никогда ее не покидал.

Убедительности на лицах актеров катастрофически не хватает: иногда они не выражают никаких эмоций, что вкупе со сложными диалогами (в которых, кстати, часто дублируются реплики) заставляет зрителя испытывать неловкость за весь казахстанский кинематограф. Хотелось бы отметить, что раскрыть героев неплохо помогают их костюмы: мы видим светлые тона и легкие текстуры в нарядах Мики, говорящие о ее мечтательности; деловой костюм Ануара на работе и смарт-кэжуал вне офиса, которые впоследствии сменились на свитер и брюки с галифе, когда он решил уволиться; или Карина, которая всюду появляется в вечерних платьях и на изящных «лабутенах». Правда временами эти же костюмы мешают ориентироваться во времени, потому что герои часто ходят в одной и той же одежде.

Сценарий к фильму написал Абай Карпыков – выпускник московского ВГИКА, известный деятель кино, снявший культовый для Казахстана фильм «Фара», а также приложивший руку к сериалам «Перекресток» и «Саранча» в качестве продюсера. Его соавтором по «100 минутам о любви» стала Зауреш Ергалиева, работавшая с Карпыковым над «Перекрестком», она также известна как сценаристка сериалов «Асель, друзья и подруги» и «Нархоз». Режиссером картины числится сын Абая Карпыкова – Альмири Карпыков, который сыграл в картине еще и главную мужскую роль. Однако в титрах в качестве режиссера указан Артем Ганцев. Музыку и песни к фильму, напоминающие диснеевские мотивы, написал известный российский композитор Руслан Муратов, который работал над музыкой в фильмах «Адмиралъ» и «Каникулы строго режима». 

«100 минут о любви» – это комедия, задуманная как мелодрама. Только дело тут не в несуразных шутках, звучащих плоско, а в самом фильме: отсутствующих эмоциях актеров, нелогичности их поступков и отсутствии накала, который обычно ждешь в любовных треугольниках или четырехугольниках.