URBAN FORUM Almaty отказался от ежегодных конференций, заменив их круглыми столами, которые будут проводиться несколько раз в год. Первый решили посвятить деятельности градостроительного совета города Алматы. Это одна из самых закрытых структур, получить информацию о том, что на нем рассматривали и что приняли, практически невозможно. Сложно понять, чем руководствуются члены градостроительного совета, решая архитектурную судьбу города — достаточно вспомнить здание на Желтоксан, 115, которое теперь нависает, словно Титаник, над перекрестком и рядом стоящей школой.
Но, как бы там ни было, самое важное, что нужно знать о градостроительном совете:
В составе градсовета города Алматы сейчас 29 человек во главе с акимом города Бауыржаном Байбеком. Кроме него туда входят: руководитель аппарата акима, пять заместителей акима, три районных акима города, один секретарь маслихата, три депутата маслихата, три руководителя профильного управления акимата, всего семь архитекторов (!) и пять представителей бизнеса. Краеведов, экологов, историков, общественных деятелей в градсовете нет.
Сейчас практика такова, что если градостроительный совет утвердил какой-либо проект, то это означает, что решение это окончательное и обжалованию не подлежит. Однако Алмасхан Ахметжанов, новый и.о. руководителя управления архитектуры и градостроительства, сменивший на этом посту Жаната Айтлеу, огорошил собравшихся на круглом столе тем, что градостроительный совет города Алматы – это консультационно-совещательный орган, и конечное решение все равно остается за управлением. По словам Ахметжанова, градсовет был создан в 2010-2012 годах для того, чтобы рассматривать технически сложные объекты, влияющие как на архитектурную часть города, так и на безопасность. Совет был создан для того, чтобы в нем участвовали и архитекторы, и общественность. На заре своей работы градсовет на 70% состоял из архитекторов. Ахметжанов дал довольно необычное объяснение тому, как с годами градсовет превратился в место сбора сотрудников акимата и девелоперов: в среде архитекторов нарушилась преемственность, мэтры не воспитали достойных учеников.
Ерлан Смаилов, член общественного совета, работающий в Казахстанском институте стратегических исследований, усомнился в том, что градсовет не так важен — «если бы градсовет не имел значения, там бы, наверное, не было акима города, его заместителей, районных акимов и руководителей ключевых управлений. Их присутствие говорит о том, что какое-то значение градсовет имеет».
![](/media/upload/images/2ff47656ebb0e484abdd2243d9df8617.jpg)
Фотография Дастана Жумагулова
Всех собравшихся на круглом столе интересовало как происходит процесс принятия решения. Алмасхан Ахметжанов ответил формально, но к середине ответа удивил еще раз, рассказав о том, каким виделось будущее Алматы в начале нулевых:
— Сам процесс согласования градостроительного совета определён нормативно-правовым актом законом об архитектурно-градостроительной деятельности, следом за ним идет приказ министерства национальной экономики – единые территориальные правила застройки, где определяется, какие проекты попадают в градсовет. Технически несложные объекты вообще не попадают на градсовет. Технически сложные попадают на КСО. Градсовет – это не догма, там просто исправляются определённые ошибки, по архитектуре замечания вносят только архитекторы. Мы на градостроительном совете не стараемся «утопить» архитектора с его мыслями. В основном смотрим на практичность, надежность, соответствие градостроительным параметрам, требованиям. Вот есть ведро на 20 литров, 25 в него уже не поместятся. А чтобы поместилось, надо с этим что-то сделать, думать. Так и город — он рассчитан был на полтора миллиона населения, сейчас проживает 1 млн 820 тысяч. В 2002 году мы не ожидали такого бурного роста Алматы — все градообразующие факторы указывали на то, что у нас должен был быть спад. Даже тот момент, что был перенос столицы, он тоже должен был сыграть роль, но и это не повлияло. Произошел нонсенс. Рост населения происходит за счет того, что Алматы был самым комфортным городом: развитая инженерная инфраструктура, развитые объекты досуга, система образования, медицины. Это мы не утратили, и у нас произошел рост населения.
После небольшой дискуссии между главой управления архитектуры и спикерами стало ясно, что у градсовета все же нет четких инструкций, касающихся оценки и эстетики утверждаемых проектов, нет дизайн-кода, которым бы могли руководствоваться аким, его замы, девелоперы и семь архитекторов.
«Критерии конкретно — это профессионализм каждого участника градостроительного совета, — уклончиво ответил Алмасхан Ахметжанов. — По эстетической части в основном срабатывает прагматизм. Большинство, которое присутствует на градсовете, это представители бизнеса, которые больше заинтересованы в развитии своего бизнеса на территории города, одновременно с этим в развитии всей архитектурно-градостроительной деятельности. Потому что без соответствующих зданий, сооружений, которые они используют для своего бизнеса, бизнес был бы нулевым».
![](/media/upload/images/1b32a161769211fcb03f530ebec9b53b.jpg)
Архитектор Адиль Ажиев из движения Arhcode Almaty спросил, не кажется ли главе управления архитектуры, что при утверждении проектов экономическая составляющая превалирует над остальными? Он вспомнил судьбу снесенных кинотеатров «Алатау» и «Байконур», где бизнес решил, что в этом месте лучше поставить закусочную «Макдональдс», нежели сделать культурный центр. Получается, что интересы конкретного собственника доминируют над общественным мнением и нуждами этого района (речь в большей степени о микрорайоне «Орбита, где в принципе нет культурных заведений). Алмасхан Ахметжанов ответил, что это вопрос частной собственности, и каждый вправе ею распоряжаться на собственное усмотрение, и вспомнил, что раньше в законе об архитектурно-градостроительной деятельности был пункт статьи, по которому должны были обязательно проводиться общественные слушания, но его убрали.
И тут неожиданно Алмасхан Ахметжанов стал говорить о наболевшем — о том, что по СНИПам Алматы приравняли ко всем остальным городам, тогда как для бывшей столицы требуются свои правила и нормы:
— Раньше у нас были правила застройки, на основании которых мы могли внести какие-то коррективы, но нас ограничили: у нас нет разграничения в правилах между городом Алматы, и, к примеру, Талгаром. Все должны работать по единым правилам.
Раньше, когда у нас был особый статус города, то закон существовал из пяти страниц, а потом его урезали до одной. Нас постепенно урезали в правах.
Вот в Астану едешь, говоришь: для Алматы нужно вот такие нормы внести, а нам отвечают: а что, у вас Алматы особенный город? Есть категория госслужащих, которая к нам не прислушивается. Они ссылаются на то, что все должны жить в равных условиях. Никто не берет во внимание то, что наш город — бывшая столица, что у нас большое количество населения.
Тут стоит напомнить, что город Астана живет по своим правилам и нормам, которые имеют не так много общего с тем, как обстоит дело в казахстанских городах.
Член общественного совета Ерлан Смаилов считает, что между развитием бизнеса и архитектурным обликом города нет конфликта, поскольку требования жителей города к эстетической составляющей ни в коем случае не ограничивают бизнес в частной собственности, на самом деле речь идет о процедуре принятия решения:
— Даже в этом консультативно-совещательном органе она непрозрачна, в нем не обеспечено участие всех сторон. Нужно изменить подход для того, чтобы в этом процессе принятия решений можно было участвовать. Это не ограничивает ни право бизнеса, ни акимата, ни граждан. Мы говорим о присутствии граждан. Население делегирует государственной власти часть полномочий по защите своих интересов. Бизнес всегда будет стремиться к максимизации прибыли. Здесь роль акимата — обеспечивать баланс интересов. Граждане не должны идти и с каждым бизнесом договариваться напрямую, это абсурд и ни к чему хорошему не приводит, мы это видели в арабских странах. Должно участвовать население экспертное, профессиональное. Нам нужно говорить о том, как усилить градостроительный совет. Что касается правил – можно их провести на уровне маслихата. Это не противоречит законодательству. Мы будем в рамках ОС рассматривать вопрос принятия решений. Не должно быть так, чтобы все решали застройщики. Да, гражданам не нравится, что застраивают исторический центр Алматы, уплотняют застройку – это противоречит эстетике и здравому смыслу.
На круглый стол пришли жильцы дома на Панфилова-Толе би, возле которого собираются построить высотное здание, и тут произошла наглядная иллюстрация того, что происходит, когда интересы бизнеса ставятся выше, чем интересы жителей, и когда у людей нет доступа к информации. После разговора на повышенных тонах, стало ясно, что застройщик свой проект еще не утвердил на градсовете, однако это не помешало ему выкопать котлован и повесить на забор проект строительства. Алмасхан Ахметжанов сказал жильцам, что они рано переживают, однако Адиль Нурмаков напомнил, как недавно в центре города на Масанчи—Курмангазы построили здание, а потом пришла новость о том, что проект строительства согласован градсоветом. Ахметжанов на это ответил предположением:
— Может сначала он получил разрешение на строительство проекта в три этажа, а потом аппетиты выросли, и он не может дебет с кредитом свести и начинает строить дальше 5-6 этажей. Законодательство и строительные нормы этому не противоречат. Он может изменить свой проект в процессе строительства.
![](/media/upload/images/20933723807fdabadead93828371c4eb.jpg)
![](/media/upload/images/259a68e41cb904f0323699d2432e6069.jpg)
Проект строительства дома на Панфилова - Толе би
Кроме того, на круглом столе выяснилось, что генплан Алматы, который был принят в 2002 году и заглядывает в будущее до 2030 года, еще находится на стадии разработки, хотя недавно его выложили в сеть. Основная причина затягивания — присоединение дополнительных территорий и требования строительных норм и правил о том, что при любом генплане должна быть карта сейсмического микрорайонирования. Старая карта была сделана на 36 тысяч гектаров, сейчас у города их 72 тысячи. По правилам этажность зданий должна диктоваться картой сейсмического районирования. Начальник управления архитектуры и градостроительства сказал, что по поводу генплана еще проведут общественные слушания. Но вряд ли это произойдет в этом году.
Алмасхан Ахметжанов пообещал в этом году сделать работу градостроительного совета более открытой, «потому что у нас есть поручение главы государства о полном переходе на электронный формат принятия решения, оказания госуслуг». Появится и карта города в формате 3D, в которую включат автоматизацию всей системы, то есть все проекты будут фиксироваться на электронном портале: кто, где и когда сдал проект, и требуется ли его рассмотрение градсоветом.
Но все же было понятно, что всех этих обещаний недостаточно, и необходимы более кардинальные перемены. Антон Артемьев, глава «Сорос-Казахстан» высказал мысль о том, что при переходе к демократической системе правления эта пирамида, сверху которой стоит орган, принимающий решения, а снизу — общественность, должна поменяться местами:
— Понятно, что экспертов никто не отменял, но мне кажется, что в демократических странах в процесс принятия решения вовлекается общество. Общественность экспертов никогда не заменит, функция общественности — дать согласие на изменения в пространстве, в котором людям потом жить. Если люди согласны на какие-то изменения, то дальше уже роль экспертов — как? Тут уже необходимо смотреть на вопрос безопасности, эффективности и т.д.
Власть должна принимать решение, основываясь на мнении общественности, которое должно идти первым, и на мнение экспертов, которое должно идти вторым.
Местная власть должна быть подотчетна обществу, прозрачна. После того, как местная власть принимает решение, она должна объяснить своим гражданам, почему она приняла такое решение. И если решение было принято, и оно отличается от мнения общественности, то власть должна объяснить, почему так происходит. Должна быть обратная связь. Самое главное сейчас — смена парадигмы, нужно перевернуть эту пирамиду наоборот.
Анель Молдахметова и Адиль Ажиев из Arhcode Almaty предложили создать экспертную комиссию, которая должна направлять рекомендации в градсовет на основе экспертных заключений, комиссия должна быть связующим звеном между представителями власти и горожанами. Например, должно проводиться открытое слушание некоторых проектов. Экспертная комиссия может вырабатывать критерии ценности архитектуры и заниматься адаптацией законодательства, которое существует на данный момент, а так же контролировать соблюдение регламента застройки, в частности, это касается объектов наследия и архитектурного ландшафта. Адиль и Анель сделали интересную презентацию по поводу сохранения архитектурной идентичности города и намерены добиваться внесения нескольких алматинских зданий в список памятников архитектуры, но об этом мы расскажем уже в другой статье.
К сожалению, глава архитектурного управления ушел с круглого стола и не услышал ни рассказ о том, как принимаются градостроительные решения в Великобритании от Тома Перри (The Prince&Foundation), ни рекомендаций участников круглого стола. Но в любом случае общественность с ними ознакомят. В нем будут пункты о прозрачной работе градсовета, изменении его структуры и другие важные вещи.
Когда круглый стол завершился, пришли две новости. Первая: на месте бывшего трамвайного депо акимат города решил сделать молодежный центр, что противоречит и желаниям местных жителей, и итогам конкурса проектов, который проходил в прошлом году. Вторая новость: в момент, когда проходил круглый стол, в акимате утвердили проекты реконструкции нескольких улиц, парков и площадей: без публикации проектов и без обсуждения с горожанами.