Внутри. Музей истории города Алматы

Айсулу Тойшибекова, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Долгие годы музей истории города Алматы и его окрестностей скитался из одного помещения в другое, последним стабильным местом его пребывания стал небольшой зал в легендарных «Трех богатырях» на проспекте Достык. Более года назад стал обсуждаться вопрос о переносе музея в историческое место – здание Верненского детского приюта на улице Кабанбай батыра, в котором долгое время располагался медицинский колледж. В течение 2016 года в здании велись работы по перепланировке интерьеров и подготовке экспозиционных залов. В преддверии Нового года музей наконец открылся.  

Экскурсия по залам музея истории города начинается в холле здания. Именно через этот проем, обрамленный не то щупальцами Ктулху, не то широкой кроной алматинского апорта, лежит вход в первый зал. Зал, с которого начинается музей, посвящен раннему железному веку и сако-усуньскому периоду на территории алматинской агломерации. Все оригинальные экспонаты были либо найдены сотрудниками музея во время раскопок, либо выкуплены из частных коллекций. Некоторые предметы верненского и советского периодов были подарены.

Каждая надпись дублируется на трех языках. Некоторые залы оборудованы голограммами, проецирующими изображения экспонатов музея в почти первозданном виде.

В залах средневекового периода, охватывающих тюркский период до монгольского завоевания, воссозданы эпизоды быта жителей городищ, находившихся на территории Алматы, стоянки и поселения предгорьев Заилийского Алатау. 

Это средневековый интерьер дома. Как признались в музее, в средневековых городах не было подобных сундуков, ковров, дерменов и прочих ярких элементов. Все эти вещи вошли в быт жителей региона позже, в период появления Казахского ханства. Представленные здесь предметы – оригиналы, однако добавлены были лишь на период презентации музея, так сказать для богатого вида. Их обещают заменить на более актуальные для того времени кувшины, выглядящие скромнее.  

Специалисты «Казреставрации» соорудили репродукцию системы водоснабжения средневековых городов, чтобы посетители имели представление о том, как в прежние времена ко дворам подводили воду. 

Здесь же представлены монеты, на которые ссылались власти города, аргументируя тысячелетний юбилей Алматы:

«Во время монгольского нашествия в 1287 году была проведена денежная реформа и монголы ввели свою валюту – серебряные дерхемы, на одном из дерхемов было написано, что монета была отчеканена в регионе Алматы. На территории Алматы располагалось несколько городищ, которые вместе составляли одну агломерацию», – рассказывает музейный сотрудник. 

Снаряжение беркутчи: руковицы, подставка (балдак), кожаный колпак для птицы (томага), сумка для корма (жемкалта). 

Следующий зал открывает новую эпоху в жизни региона – образование Казахского ханство и этнонима «казах». Среди экспонатов можно встретить повседневную одежду казахов того времени, кольчугу, шлемы и оружие батыров, ювелирные украшения.

Отследить специфику семиреченского стиля в ювелирных украшениях не просто, так как активные торговые связи того времени не дают наверняка узнать в каком месте было изготовлено украшение.

При желании осмотреть экспозицию музея можно вместе с экскурсоводом. Стоимость его услуг — 500 тенге. Также в каждом зале установлены инфокиоски, в которых можно получить подробную информацию на трех языках о культуре и быте. 

Помимо инфокиосков в залах крутят видеоролики, фотографии и хроники минувших лет. Это, разумеется, относится к залам периода XX века и позже.

Наиболее полно представлен быт жителей региона начиная со второй половины XIX столетия, когда зарождалась история Верного — города в привычном его понимании. Здесь можно встретить и китель архитектора Андрея Зенкова, его письменный стол и сервант, пианино основателя высотного альпинизма в Казахстане Евгения Колокольникова. Все эти экспонаты были переданы музею потомками известных алматинцев. Есть в музее и экспонаты, связанные с известным архитектором Полем Гурде, спроектировавшим здание детского приюта.

Зал, посвященный первым годам советской власти в Семиречье. Это новая страница города, сменившего название Верный на Алма-Ату. Здесь же хроники строительства Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушло более одного миллиона казахстанцев, среди которых было много выходцев из Алматы. В музее хранится заявление Маншук Маметовой с прошением взять ее в ряды Красной Армии. Кроме того, военные действия на территории СССР стали причиной развития в Казахстане, и в частности в Алматы, предприятий легкой и тяжелой промышленности на базе эвакуированных предприятий. Этот момент также нашел отражение в музее истории города. 

Экспонаты зала советской Алма-Аты без труда узнают многие алматинцы. Например, светильник в виде гостиницы «Казахстан» или грузинский чай. 

Сейчас музей готов стать более открытым для посетителей. Пока штатное расписание не утверждено (его составят уже на следующий год), музей работает с 10 утра до последнего посетителя.

Вторая половина ХХ-го века и развитие казахстанской эстрады в политическом и культурном центре КазССР Алма-Ате. В небольшом зале хранится мандолина известного казахского композитора Шамши Калдаякова — автора песни, легшей в основу современного гимна Казахстана, и одна из первых барабанных установок ВИА «Дос Мукасан». 

Следующим залом, начинающим новую эпоху в жизни города, можно считать зал, посвященный декабрьским событиям 1986 года. Как пояснил экскурсовод Арзаддин Рузиев, изображенные на стене шестеренки и рельсы тоже являются частью экспозиции, символизирующей крушение отлаженного советского механизма после выступления молодежи на Новой площади. 

В зале представлены документы, заявления от родных, в том числе, и от семьи Кайрата Рыскулбекова — одного из участников декабрьских событий, осужденного на 12 лет тюрьмы. Кайрат Рыскулбеков погиб по пути в Семипалатинск, где он должен был отбывать наказание. Атмосфера в этом зале немного угнетает: фоном играет скорбная композиция, с экранов с речью о Желтоксане выступает президент. 

Следующие два зала (они и завершающие) символизируют современный Алматы. Они веселы и оптимистичны — один посвящен Ассамблее народа Казахстана, второй, интерактивный, — президенту. Причем последний так и называется «Елбасы и Алматы», правда, вместе они были немного — после переноса столицы, экспозицию представляют несколько указов, подписанных в Алматы.