28909
11 ноября 2019
Текст Марии Левиной, фото Данияра Мусирова

Как воспитать финансово свободное поколение?

Государство и частные структуры продолжают поиски решений для улучшения финансовой грамотности

Как воспитать финансово свободное поколение?

Казахстан остается страной с самым закредитованным населением в Центральной Азии, а государство и банки продолжают искать способы изменить отношение казахстанцев к финансам. Какие проекты для повышения финансовой грамотности уже делаются и как не дать следующему поколению повторить финансовых ошибок предыдущего? Vласть совместно с Банком Хоум Кредит провели дискуссию о том, как воспитать финансово грамотное поколение, для участия в которой пригласили тех, кто уже работает в этом направлении.

Определяя понятие финансовой грамотности, Адильбек Махмед, руководитель PR-службы Банка Хоум Кредит, рассуждал о том, что ролевую модель, откуда у ребенка появляется понимание, как обращаться с деньгами, показывает семья. Для банка финансово грамотное население – это будущие потребители, которые будут пользоваться услугами банковского сектора, при этом понимать, на что они соглашаются, и правильно управлять доступными инструментами, поскольку, в первую очередь, банковские инструменты созданы, чтобы помогать.

Сауле Ынтыкбаева, начальник управления повышения финансовой грамотности Национального банка, солидарна с Махмедом – она также считает, что обучение финграмотности должно начинаться с раннего возраста, в семье: нужно объяснять детям, откуда берутся деньги, как их правильно экономить и разумно тратить. Финансовую грамотность она определяет как совокупность знаний и навыков, которыми должен обладать каждый, чтобы правильно планировать свой бюджет и не попадать в опасные ситуации с финансовым мошенничеством.

Эльмира Карманова, соучредитель организации "КОМУНИТИ" и соавтор "БайБала 2.0", проекта по финансовой грамотности для подростков, считает, что финансовая грамотность предполагает умение распоряжаться деньгами вне зависимости от дохода. Ей вторит Ольга Гумирова, писатель и журналист детской газеты «Дружные ребята»: финансовая грамотность – это успешное стабильное будущее.

Махмед рассказал, что для их фининститута финансовая грамотность – основное социальное направление работы во всех странах присутствия банка. Казахстанский Банк Хоум Кредит вкладывается в повышение финансовой грамотности с 2014 года, при этом форматы были самые разные: от бесплатных семинаров во всех отделениях и передач на ТВ и радио, в будущем планируется внедрение онлайн-обучения в рамках проекта Finclass. За пять лет банк провел 200 некоммерческих мероприятий, на которых побывало 374 000 человек и выпустил книги тиражом в 40 тысяч экземпляров.

По словам Ынтыкбаевой, Национальный банк занимается систематическим развитием финансовой грамотности, поддерживая медиа-проекты: специальный сайт, телепрограммы, детские приложения в газетах "Дружные ребята" и "Улан", журнале OYLA, ролики и проводя лекции. Анализ посещаемости лекций показал, что в финансовой грамотности больше всего заинтересована, кроме пенсионеров и многодетных матерей, именно молодежь: студенты и школьники. Лекции посетили более 2000 человек; самыми популярными темами стали защита прав потребителей финуслуг, планирование семейного бюджета, инвестиции.

Карманова поделилась историей социальной инициативы «БайБала», которая воплотила в себе все тревожные вопросы опрошенных родителей в отношении финансовой неграмотности детей и которая последние полтора года называется уже «БайБала 2.0». Проект включает двадцать двухчасовых занятий. В конце двадцатой встречи дети представляют свои проекты. Идей у них всегда очень много – в отличие от поддержки в социуме. Пока участие в «БайБала» приняли 200 подростков. Одна из идей, которую сейчас планирует воплотить детская газета «Дружные ребята» – это мини-олимпиада по финграмотности, рассказывает Гумирова. На это издание вдохновил опыт с олимпиадами по географии. На данном этапе изучается возможность и оценивается доступность ресурсов для ее проведения.

Журналист и эксперт по финансовой грамотности Жанар Таланова отметила, что за десять лет ситуация с пониманием, зачем детям вообще нужно слушать лекции про финансы, в корне изменилась: вопросы стали четкими и конкретными, большинство школьников имеет за спиной некий финансовый кейс, появляется заинтересованность у самих детей.

Обсуждая системность подхода к обучению финансовой грамотности, Ынтыкбаева рассказала, что в этом году Нацбанк создал экспертный совет по финграмотности, в который вошли представители министерства образования и науки, Ассоциации финансистов Казахстана, банков и других финансовых организаций. Активная работа ведется с международными организациями, в частности, с ОЭСР и Альянсом за финансовую доступность. Сейчас ведется работа над написанием стратегического документа, ранее в Казахстане были реализованы две программы повышения финансовой грамотности. В этом году программ не было, теперь работу планируется вести совместно с экспертным советом.

Таланова в связи этим напомнила о примере Национального банка Польши, системно подошедшего к вопросу обучения школьников, но не вводя предмет в школе, а обучая учителей. На протяжении 10 лет, методично, в каждом регионе Польши финансовой грамотности обучали только учителей: терминологии, инструментам и рискам. Результат появился уже через 5-6 лет, поскольку уже обученные учителя создали среду, где они сами были заинтересованы в передаче знаний детям.

Адильбек Махмед отметил кейс одного чешского банка по внедрению в частные школы курса финансовой грамотности. Так у детей появляются деньги на запуск собственных проектов, которые они банку возвращают, когда зарабатывают на проектах, а банк, в дальнейшем возвращает им и эти деньги – некий беспроцентный займ. Сауле Ынтыкбаева в свою очередь добавила, что Нацбанк изучает и внедряет опыт России и Беларуси, где проводятся мероприятия вроде «Недели сбережений» или фестиваля «Финграмота Фест».

Подводя итоги дискуссии, Таланова отметила, что республика уже накопила определенный опыт развития финансовой грамотности – в виде различных проектов и инициатив - как государственных, так и частных. Этот опыт необходимо изучать и продолжать поиск лучших решений, которые позволят помочь следующему поколению казахстанцев быть финансово грамотным и свободным.