По мнению института, перед экономикой Казахстана стоит сложная задача адаптации к изменению условий торговли из-за снижения внутреннего и внешнего спроса. После значительного падения цен на нефть во второй половине 2014 года, с января по октябрь 2015 года они находились на низком уровне, составив в среднем 53 доллара за баррель. Это, в свою очередь, сказалось на внутреннем потреблении и уверенности инвесторов.
Кроме этого, рост ВВП одного из ключевых торговых партнеров Казахстана - Китая, согласно оценкам экспертов, снизился до менее 7%. Экономика другого ключевого партнера - России, как ожидается, в этом году сократится на 3,8%, что уже влияет на экспорт, ведет к снижению экономического роста и усиливает инфляцию в Казахстане. Рост ВВП Казахстана за 9 месяцев 2015 года снизился с 4,1% до 1% относительно аналогичного периода прошлого года.
В связи с этим, в марте 2015 года правительство страны оптимизировало ранее выданные расходы по программе «Нурлы Жол», сократив или перенеся по срокам неприоритетные капитальные расходы, которые позволили удержать дефицит госбюджета в пределах 3% к ВВП.
В то же время, Национальный банк придерживался ужесточенной денежно-кредитной политики, крепко поддерживая режим обменного курса, направленный на обеспечение стабильности цен. Ужесточение денежно-кредитной политики привело к снижению кредитования экономики, несмотря на предоставление государством субсидируемых кредитов для отдельных отраслей. Также это отразилось на официальных международных резервах и привело к повышению реальной стоимости тенге и долларизации депозитов в банковской системе, пишет Всемирный банк в своем докладе.
В августе 2015 года власти решили перейти к режиму плавающего обменного курса и переориентировать денежно-кредитную политику страны на режим инфляционного таргетирования. К концу октября 2015 года тенге потерял треть своей стоимости по отношению к доллару США.
«Эти меры политики и корректировка относительных цен были необходимы для обеспечения устойчивости государственного бюджета и платежного баланса в среднесрочной перспективе и корректировки национального дохода в контексте снижения цен на нефть», - считают аналитики Всемирного банка.
По их базовому сценарию, цены на нефть будут оставаться на низком уровне в течение 2016 года и постепенно начнут восстанавливаться в 2017 году, способствуя росту потребления и повышению уверенности инвесторов в среднесрочной перспективе. Рост ВВП останется низким, в пределах 1%, в 2015 и 2016 годах, но может повыситься до 3,3% в 2017 году.
Пессимистичный же сценарий предполагает, что цены на нефть продолжат снижаться в 2016 году, что приведет к ухудшению состояния бюджета, платежного баланса и дальнейшему снижению внутреннего спроса и ВВП Казахстана.
В обоих сценариях предполагается, что внутренняя добыча нефти начнет расти в 2017 году благодаря запуску месторождения Кашаган. Оно может подтолкнуть ВВП к росту, а также улучшить состояние балансов госбюджета и текущего счета.
Тем не менее, аналитики банка отмечают, что перед экономикой по-прежнему стоят значительные понижательные риски, включая возможность задержки начала добычи нефти на Кашагане или продолжение спада в России и дальнейшее снижение роста в Китае.
Однако в долгосрочной перспективе, успешная реализация программы правительства по структурным реформам, включая полноценную реализацию соглашений Всемирной торговой организации (ВТО), в сочетании с институциональными реформами и развитием потенциала, формированием человеческого капитала и продолжением инвестиций в инфраструктуру, должны повысить производительность и конкурентоспособность ненефтяной экономики. Аналитики полагают, что со временем это создаст основу для более устойчивой и диверсифицированной модели развития Казахстана.
Фото с сайта wikipedia.org