Отвечая на вопросы Vласти о начавшейся кампании по вакцинации, Цой объяснил проблемы участия Казахстана в инициативе Covax, поставляющей вакцину в развивающиеся страны на льготных условиях, проблемами в реализации программы и созданием дефицита вакцины в мире. 10 стран мира, по его словам, зарезервировали 80% объемов первичного производства препарата. Проблемы Covax были связаны с задержкой окончания третьей фазы испытаний зарубежных вакцин. Однако к февралю компания AstraZeneca смогла получить все необходимые разрешения регулятора.
Несмотря на это, Казахстан предпочел развернуть на своей территории производство российской вакцины «Спутник V». Прежде всего это было связано с ее наиболее быстрой регистрацией. «Как только было объявлено, что она зарегистрирована, мы начали переговоры. Вы знаете, на уровне глав государств Казахстана и России была договоренность об оказании содействия в поставке данной вакцины на территорию Казахстана. Со стороны России есть такой Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Он имеет эксклюзивные права по трансферу данных технологий производства вакцины и ее продаже за пределами России. С этим фондом мы провели переговоры, как вы знаете, мы подписали меморандум о сотрудничестве. И предоставили перечень казахстанских предприятий, которые возможно могут быть партнерами для реализации производства вакцин в Казахстане», - рассказал министр.
РФПИ, по его словам, проанализировал действующие в Казахстане предприятия и обнаружил, что единственное предприятие, которое выпускает препараты подобного рода, а не таблетки и лекарства в других формах – Карагандинский фармацевтический комплекс. Как установили журналисты радио "Азаттык", одним из его владельцев является бизнесмен Кайрат Боранбаев, родственник первого президента Нурсултана Назарбаева. При этом сам предприниматель попытался заверить журналистов, что занялся производством вакцины не из-за коммерческой выгоды, которой в этом проекте, по его словам, нет.
По словам Цоя, страна должна была организовать поставку первой партии вакцин к 1 февраля и потому Минздрав «ускорил» свою работу: «Руководство Карагандинского фармзавода пошло нам на встречу, они остановили часть своего производства, реконструировали свою производственную площадку, адаптировали ее под производства вакцины, отработали всю логистику, проверили, сделали дополнительную валидацию. <…> Это был один из самых быстрых вариантов развертывания производства данной вакцины в Казахстане».
Министр пояснил, что напрямую взаимодействовал с учредителями и руководством фармкомплекса. С Боранбаевым он взаимодействовал «в день практически по нескольку раз», потому что согласовывали каждый шаг: процессы валидации, графики выпуска вакцины, взаимодействие между Казахстаном и Россией. «Потому что в рамках договорных отношений, непосредственно Карагандинский фармкомплекс заключил договор напрямую с РФПИ. И наша задача была сопроводить, чтобы никакие бюрократические процедуры не позволили задержать реализацию проекта. И в принципе сейчас идет все по графику», - рассказал Цой.