«Сегодня мы имеем 13 специальных экономических зон. С 2001 по 2019 годы на развитие инфраструктуры в СЭЗах только из республиканского бюджета было выделено 372 млрд тенге, из них 62% – средства Нацфонда. Однако строительство полностью завершено только в 3 из 13 СЭЗ. Чтобы все завершить, надо еще 280 млрд тенге, поэтому почти 60% общей территории СЭЗ пустует», - рассказала Годунова.
Объем инвестиций, вложенных в СЭЗы Казахстана, по ее словам, составил более 4,3 трлн тенге, но только 1,2 трлн или 29% – в промышленность. Вместе с тем из этой суммы 65% – это инвестиции с участием субъектов квазигосударственного сектора. То есть деньги, которые выделены из республиканского бюджета или Нацфонда. В конечном итоге, на один тенге государственных вливаний, приходится чуть больше трех тенге инвестиций, из которых 1,1 – частные, остальные – квазигоссектора.
«Вот такие не очень хорошие цифры. Хотя, справедливости ради, надо сказать: в целом то, что государство потратило на СЭЗы, вернулось в виде налогов», - отметила Годунова.
В то же время с 2021 года каждый администратор должен определять социально-экономический эффект от вложенных средств. Но, как подчеркнула председатель счетного комитета, теперь важно, чтобы была разработана «понятная для всех методология и непосредственная координация министерства национальной экономики и АСПИР».
В январе прошлого года глава государства Касым-Жомарт Токаев поручал правительству проанализировать все налоговые преференции для СЭЗ на целесообразность и эффективность. Также он говорил, что не видит эффекта от деятельности специальных экономических зон: «Доходы консолидированного бюджета сократились с 32% от валового внутреннего продукта в 2005 году до 18% в 2019 году. Объем условных потерь только в рамках СЭЗ составляет более 2 трлн тенге. Из бюджета в инфраструктуру 13 СЭЗ дополнительно вложено 340 млрд тенге. За этот период от СЭЗ получено только 170 млрд тенге налогов, создано всего 18 тыс. постоянных рабочих мест. Практически все СЭЗ имеют проблемы с качественным заполнением, то есть плохо управляются. Ощутимых результатов от деятельности СЭЗ за прошедшие 10-15 лет не наблюдается». При этом он считал, что «закрывать все СЭЗ нельзя», а необходимо «сбалансировано» подойти к решению этой проблемы.
В начале этого года президент поручал провести анализ целесообразности СЭЗ и выработать новую модель их функционирования. Тогда он пообещал закрывать зоны, которые не развиваются.