История первая. «Мне говорят: а ты же не ставила прививки и живая»
Данель Ходжаева работает в одном из казахстанских медиа — Steppe. Как журналист и редактор она интересуется в том числе и темой иммунизации, но сама в детстве не получала обязательных прививок.
«Впервые меня заинтересовала тема вакцинации еще в начальных классах, когда я заметила, что почти у всех окружающих есть какой-то то след на плече, а у меня — нет. Это была отметина БЦЖ, с которой и начались мои вопросы маме.
Когда я спрашивала её, почему я осталась без прививок, она отвечала, что в то время врачи даже говорили, что лучше не ставить, потому что возможны какие-то последствия, у ребенка появятся неврологические заболевания.
Потом уже, когда сама начала разбираться в этой теме, я узнала, что в 1998 году вышла статья Эндрю Уэйкфилда о связи вакцины с аутизмом и в этом же году я как раз родилась. У меня всё сошлось: видимо, СМИ растиражировали эту публикацию, и она дошла и до Казахстана. Все начали обсуждать эту проблему, и так в итоге всё завертелось».
Напоминаем, что Эндрю Уэйкфилд — английский хирург, в 1998 году опубликовавший результаты исследования, из которого следовало, что вакцина против кори, краснухи и паротита приводит к аутизму. В этой работе Эндрю Уэйкфилда участвовало 12 детей. Его результаты пытались подтвердить двенадцать независимых групп исследователей в разных странах. Они изучили сотни тысяч детей, привитых и не привитых от кори, краснухи и паротита. Риск аутизма в обеих группах оказался одинаковым. Мы подробно разбирали этот до сих пор распространенный миф в материале об индийской вакцине против кори, паротита и краснухи (КПК), которая используется в Казахстане.
«В сад я не ходила, только на подготовительные курсы перед школой. А в самой школе, видимо не требовали никаких справок. Там, если по графику шла какая-то прививка, родители всегда писали отказную, и так прошло мое школьное время.
Работа и прививка от кори
Всерьез я начала интересоваться темой вакцинации только, когда уже стала работать. На тот момент мне было около 20 лет. Готовила материал, начала всё изучать, читать. Нашла статистику по кори, а также информацию о том, что Казахстан наряду с африканскими странами переживает вспышку. Я прочитала об ужасных последствиях этой болезни и подумала: "Боже, у меня же нет прививки от кори".
Пока работала над материалами, разговаривала и с невропатологами, и с аллергологами, и с антипрививочниками. Снова разговаривала с мамой и возмущалась, что она мне ничего не поставила. А так как я аллергик, то перед вакцинацией решила проконсультироваться с аллергологом. Он мне посоветовал сдать разные анализы, и я, как это часто бывает в подобных случаях, затянула, а потом началась пандемия. И уже стало страшно лишний раз появляться в больницах. Поэтому прививки КПК (против кори, краснухи, паротита — прим. V) я до сих пор не получила, но планирую».
В одном из первых материалов проекта «Прививка» мы разбирали, насколько атопический дерматит и прочие аллергические реакции могут стать причиной для отказа от прививки КПК.
Коронавирус и первая вакцина
«Ковид стал причиной смерти нескольких наших родственников. И когда началась вакцинация, моя бабушка, которой 83 года, поставила себе прививку. Я подумала: "Ну вот, если она привилась, то мне просто стыдно не делать этого". У меня никогда не было аллергии на медикаменты, поэтому, в принципе, я не переживала. Но на всякий случай проконсультировалась с аллергологом, так как у меня поллиноз и дважды был отек Квинке в период цветения растений.
Когда я пришла в поликлинику, сразу предупредила врачей: "Я в первый раз вообще-то получаю прививку”. На мое признание врачи как-то очень спокойно отреагировали: "А, ну у многих сейчас нет прививок" и поставили. На первую вакцину у меня не было никакой побочки — ни озноба, ни температуры. В первый же день я почти не ограничивала себя в физической активности и много гуляла пешком. Через неделю как раз собираюсь получить вторую дозу вакцины.
Что любопытно, со мной в очереди не было ни одного человека моего возраста или, условно, на 10 лет старше. Все были начиная с 60 лет и старше. Это ужасно, потому что это группа населения, которая и так в основном сидит дома. А те, кто, наоборот, активно социализируются, кто являются потенциальными переносчиками, не ставят прививку. На мой взгляд, это беспечность и нежелание анализировать доступную информацию.
Стечение обстоятельств
Мы много раз обсуждали с мамой, почему я осталась без прививок, ведь её нельзя назвать антипрививочницей. Скорее это стечение обстоятельств. Когда вышла статья Эндрю Уэйкфилда, некоторые врачи начали поддерживать его гипотезу. И я понимаю, что мамы, которые только-только родили ребенка, боятся всего. А тут ещё и на эмоции давят, пугают аутизмом или ДЦП. Плюс на тот момент, 20 с лишним лет назад, не было свободного доступа к информации, к Интернету. И некоторые мамы из-за страха просто закрывались от этой темы, моя мама тоже так сделала. Помимо этого, у меня была ужасная боязнь врачей, думаю, это тоже сыграло роль. Я в детстве прямо орала в поликлинике. Да и сейчас, если честно, у меня начинается легкая тахикардия на приемах у врачей.
Мой старший брат и его супруга поставили необходимые прививки своим детям. Старшему племяннику сейчас 7 лет, младшей — 4 года. Насколько знаю, перенесли прививки нормально, максимум – была небольшая температура. Помню, как жена брата искала именно французскую вакцину (Пентаксим и Гексаксим — прим. V), видимо, тогда был какой-то перебой. Все прививки детям они делали по календарю, предварительно согласовав с терапевтом и невропатологом. Вакцины получали в частных центрах, кроме КПК — её получали по месту прописки.
«Жертвы» иммунизации
Кажется, что мифы — постоянный спутник вакцинации. С коронавирусом ведь тоже так. Моя мама, например, периодически со мной обсуждает эти слухи: "Говорят, что тем, кто не рожал, не надо ставить". И я начинаю последовательно у нее уточнять: "Кто сказал? Какая именно родственница? А откуда у нее информация?". Но, кстати, моей маме тоже поставили прививку от коронавируса. Это прогресс.
Мне кажется, что в целом проблема антипрививочников в том, что часто это движение, которое очень эффективно действует на эмоции. Они отправляют фотографии детей с какими-то нарушениями или малышей, у которых сыпь по всему телу. И люди не представляют, что прививка может не быть тому причиной. Думают, что раз поставили прививку, а потом у человека появились какие-то нарушения, то это обязательно связано. И вообще не факт, что люди, рассылающие такие пугающие сообщения, правдивы в своих словах.
Я свою подругу, дочке которой будет скоро 3 года, уже полтора года уговариваю поставить прививки. У девочки есть прививки против кори, краснухи, паротита и БЦЖ, а АКДС нет. Когда у нее еще не стояла вакцина КПК, я наседала: "Корь! Вот такие последствия, прочитай, посмотри. Вспышка была в 2019 году". В общем, я всех своих друзей, у которых есть дети, активно агитирую. А они мне в ответ: "А ты же не ставила. И живая". На что я парирую: "Ну, благодаря тому, что вам родители поставили, я жива. Благодаря коллективному иммунитету. А так, условно, если бы я жила в какой-нибудь африканской стране, где нет такого доступа к вакцинам, то не факт, что я бы выжила".
Ведь все предыдущие поколения, бабушки-дедушки и родители, — привиты. Еще есть коллективный иммунитет, благодаря которому многие заболевания забыты. И вот начинается: "Может быть, не надо ставить? А может быть…" И я понимаю, что они так думают, потому что в их окружении нет ребенка, который перенес одну из опасных инфекций.
А благодаря чему? Благодаря тому, что несколько поколений получали прививки. И когда люди отказываются верить, то у меня возникает вопрос: "Почему?!".
Сейчас мы свободно рассуждаем о вакцинации благодаря тому, что коллективный иммунитет сформирован, но, думаю, важно помнить о прежней статистике детской смертности».
История вторая. «Я болела желтой лихорадкой сутки»
Амина Мирсакиева — ученый, научный популяризатор и автор подкаста о науке «Белка и стрелка». Она рассказала нам о причинах, которые побудили её к ревакцинации во взрослом возрасте.
«Когда мне было 26 лет, я собралась в Бразилию. Это была моя голубая мечта, голубая и очень дорогая. Поэтому подготовку я начала заранее: в один месяц мы покупали билеты, в другой бронировали жилье, а в третий я увидела, что путешественникам в Бразилию посольство страны рекомендует пройти вакцинацию против желтой лихорадки. Так началась моя история взрослой ревакцинации.
Вакцина от желтой лихорадки чуть меня не убила. По ощущениям она точно пыталась меня убить. Это потом я уже узнала, что 1% вакцинированных испытывает полный спектр симптомов самой болезни. Я «болела» желтой лихорадкой сутки. И мне было так плохо, что я упала в обморок в кафе, а когда добралась до дома, то позвонила другу и попросила проверить утром, не умерла ли я. Такой неприятный опыт мог бы меня испугать, но я пришла к выводу, что если мне так плохо было от вакцины, то что было бы со мной, если бы я заболела настоящей болезнью? От желтой лихорадки выживают 20% заболевших. Каковы были мои шансы войти в эти 20%? Я оцениваю их никакими.
Вакцина для беременных
Примерно в том же году в моем окружении стали появляться беременные. Одна за другой мои подруги решались на детей и стали спрашивать меня, есть ли у меня вакцина от краснухи. У меня не было. В моей детской карте иммунизации была одна вакцина от кори, БЦЖ, и я перенесла ветрянку, но краснуха как-то прошла мимо меня и в виде болезни, и в виде прививки. На тот момент я жила в Швеции, и шведская система здравоохранения устроена так, что беременные получают анализы на антитела краснухи, а вот если ты просто хочешь узнать наличие антител, не будучи беременной, то увы и ах, это сделать практически невозможно.
Мне было непонятно, что делать, как защитить своих подруг, их нерожденных детей и себя саму. Поэтому я стала изучать вопрос взрослой вакцинации: что делать, если ты частично вакцинирован? Как часто надо повторять вакцинацию?
Так в 29 лет я вакцинировалась от кори, краснухи и паротита. Причем для кори это была моя вторая вакцина, первую сделали в раннем детстве, а от краснухи первая. В моем детстве, в 90-е, многие не получили вторую вакцину от кори, поэтому многие взрослые сейчас меньше защищены от этой болезни, чем хотелось бы. Особенно в свете постоянных вспышек кори.
Позже я прошла вакцинацию АКДС с компонентом полиомиелита. В моей детской карте не были отмечены коклюш и полиомиелит. В Казахстане, к сожалению, взрослые не могут пройти вакцинацию этой прививкой. Общедоступны АДС против столбняка и дифтерии. Их нужно повторять каждые 10 лет.
Вакцина для «беспорядочного образа жизни»
Помимо стандартного комплекта против «детских болезней», я вакцинирована также против клещевого энцефалита и вируса папилломы человека. Для меня вакцина от клещевого энцефалита очень важна, потому что я сама родом из Алматы, долгое время жила в Стокгольме, а сейчас живу в Штутгарте. Все три города эндемичны. И хотя не каждый клещ — носитель вируса энцефалита, и не каждый зараженный клещ может заразить укушенного, я не хочу рисковать. Я видела тех, кого клещевой энцефалит постепенно убивал, и мне хватило чужого опыта, чтобы испугаться на всю жизнь и вакцинироваться от этой болезни.
С вакциной против вируса папилломы человека было тяжелее всего. Пока я жила в Казахстане, эта вакцина не была на слуху. Когда же я перебралась в Швецию, у меня не было финансов, чтобы вакцинироваться. А в Германии мне пришлось бороться с неэтичными врачами, которые намекали на беспорядочный образ жизни. Вирус папилломы человека — это крайне коварный, он может привести к раку шейки матки. Он передается не только половым путем, как принято думать, но и просто при тесном телесном контакте с человеком. Вакцина от ВПЧ в идеале полагается до начала половой жизни. Но сейчас мы точно знаем, что женщины могут быть вакцинированы до 45 лет, и это улучшит их шансы в защите от рака шейки матки. Так вот немецкий врач прямым текстом спросил: «Планирую ли я ...хмм... беспорядочный образ жизни?» (на самом деле он использовал другое слово). И если нет, то он не выпишет мне вакцину. Вот так — порой пациенты лучше разбираются в вакцинах, чем отдельные врачи. В итоге я сменила врача и прохожу сейчас вакцинацию против ВПЧ. Вакцина эта стоит 167 евро за дозу. Таких доз нужно поставить три, сейчас у меня — финальная.
В нашей семье через взрослую вакцинацию прошли все: я, мой младший брат, наши родители. Моему брату сейчас 29 лет, он проходил повторную вакцинацию против кори в поликлинике в Алматы во время вспышки заболевания в 2019 году. Нашим родителям 61 и 62 года. Прошлым летом мы за свой счет вакцинировали их практически от всех опасных болезней, вакцины против которых доступны в Казахстане. Это — КПК (корь, краснуха, паротит), АДС, гепатиты А и В, пневмококк. Перенесли все вакцины нормально».
Зачем все-таки вакцинироваться и ревакцинироваться взрослым?
Если коротко, то причин две — защитить себя и защитить других. Даже если вы были вакцинированы в детстве, то с годами иммунитет перед некоторыми инфекциями может ослабевать. Даже если вы перенесете инфекцию более-менее легко, вы можете стать источником заражения тех, для кого она окажется фатальна. В случае с вакциной КПК — это, в первую очередь, беременные женщины из-за краснухи. В случае с АКДС — маленькие дети, для них коклюш может стать смертельным заболеванием. Ну и наконец, не все вакцины нам были доступны в детстве — например, от ветряной оспы или вируса папилломы человека. Эти вакцины мы разберем в следующих материалах, а в этом — расскажем о заболеваниях, вакцины против которых можно найти сейчас в Казахстане.
Чтобы узнать наличие иммунитета на различные заболевания, можно сдать тесты на антитела в любой лаборатории. Их нужно сдавать отдельно по каждому заболеванию и за свой счет, — в гарантированном объеме медицинских услуг они не предусмотрены.
Если пройти тест на антитела нет возможности, можно пройти вакцинацию, как те, кто никогда не был привит ранее. Наличие истории вакцинации не является противопоказанием для повторной вакцинации.
В списке обязательных и бесплатных вакцин для взрослых значится всего одна — АДС-М против дифтерии и столбняка, которая нужно получать каждые 10 лет. Еще несколько прививок не относятся к списку обязательных, они применяются только в тех регионах и среди тех людей, которые наиболее подвержены риску заражения. Все эти вакцины закупаются за счет республиканского бюджета и бесплатны для казахстанцев.
Вакцины, которые не входят в обязательный список
Грипп. Взрослым крайне желательно ежегодно получать вакцинацию против гриппа. И упускать этот момент не стоит: по оценке ВОЗ ежегодно от гриппа и его осложнений умирает 650 тысяч человек. Причем грипп настолько серьезное заболевание, что беременность является показанием к обязательной вакцинации. Мы писали об этом в материале «Вакцинация во время беременности — эксперимент над ребенком или необходимость?».
КПК — корь, паротит, краснуха. Взрослые также должны проверить количество антител от кори, краснухи и паротита. Это одна вакцина с тремя компонентами. И многие жители Казахстана получили её лишь один раз. В настоящий момент КПК ставится дважды. И если у вас вдруг в прививочной карте всего одна вакцина, то стоит обратиться в поликлинику или частную клинику и восполнить свой иммунитет.
Менингококковая инфекция. По данным ВОЗ, в 50% случаев заболевшие не выживают и в 10-20% случаев выздоровевшие сталкиваются с тяжелыми последствиями, включая потерю слуха и умственную отсталость. В Казахстане эту вакцину можно найти только в частных медицинских центрах. Добавление этой вакцины в обязательный, а значит и бесплатный календарь прививок в Казахстане пока не планируется. Тем не менее, в декабре 2019 года в Journal of Infection (Volume 79, Issue 6, December 2019, Pages 528-541) международная группа ученых опубликовала данные, что, несмотря на снижение числа заболевших, число погибших от менингококка в Казахстане выросло с 4,9% в 2015 году до 22% в 2018 году. Ученые отмечают, что добровольная вакцинация против менингококка является одной из причин такой картины.
Пневмококковая инфекция. Вакцина против этой болезни входит в детский календарь прививок — в 2, 4 и 12 месяцев. Она начала применяться в Казахстане с 2010 года, следовательно, большинство детей до 11 лет уже получили эту вакцину. Добавление её в календарь вакцинации взрослых пока не планируется. Циркуляция пневмококков, как правило, характерна для детей до 5 лет и для людей старше 60 лет. При максимальной вакцинации детей в возрасте до 5 лет, риск заразиться пневмококковой инфекцией у пожилых минимален. Но важно помнить, что именно пневмококковые инфекции — первые кандидаты на резистентность к антибиотикам. Поэтому, если есть возможность получить прививку платно и нет противопоказаний, стоит задуматься о вакцинации.
Гепатит А и гепатит В. Вакцины от этих заболеваний входят в обязательный детский календарь вакцинации, а вот взрослым их придется искать самостоятельно в частных или государственных клиниках. Подробнее эти инфекции и их опасность мы разберем в следующих материалах.
Для удобства мы перечислили в одной таблице все вакцины, которые можно получить в Казахстане.
Напоследок хотим просто напомнить: в 2019 году корь унесла жизни 21 казахстанца, большинство из которых — дети. В том же году в Казахстане официально было зарегистрировано 13 326 случаев заражения. Это очень много для нашей плотности населения. Настолько, что Казахстан вошел в десятку стран с самым высоким уровнем заболеваемости корью, соседствуя в этом списке с африканскими республиками, где доступ к медицине не сравним с казахстанским. Одна из главных причин такой вспышки — снижение иммунной прослойки, а значит, и коллективного иммунитета. Помимо того, что корь сама по себе коварна и стирает иммунитет против других заболеваний, важно помнить, что вакцина от нее идет вместе с компонентами против краснухи и паротита. И если у казахстанцев нет хорошего коллективного иммунитета к кори, значит, нет и к краснухе, и к паротиту: инфекциям, которые могут привести к врожденным уродствам у детей или к бесплодию у взрослых.
При подготовке этого материала мы использовали следующие источники:
Статистика Комитета санитарно-эпидемиологического контроля Министерства Здравоохранения Республики Казахстан
Прививки детям и взрослым в Казахстане
Информация о вакцинах, зарегистрированных в Республике Казахстан
Сайт, где можно примерно проверить, какие вакцины вы получили (для СССР и России):
Данель Ходжаева о том, почему важно говорить о вакцинации во время коронавируса
Мнения, выраженные в данном материале, принадлежат авторам и не обязательно отражают официальные точки зрения Представительства ЮНИСЕФ в Казахстане и Агентства США по международному развитию (USAID).