Театр строит театр
Театр АРТиШОК начинает краудфандинговую кампанию для создания нового пространства. Большая сцена театра появится в месте, где в 2004 году был открыт ночной клуб DaFreak. Спецпроект Vласти и театра АРТиШОК расскажет об истории пространства по адресу Гоголя 40, мечтах актеров и планах театра создать не только новую сцену, но и арт-центр.

В новом сезоне АРТиШОК покажет классику, мюзикл, кино и визуальный театр

Жанара Каримова, Vласть 

Фото автора 

Во вторник театр АРТиШОК подвел итоги очередного сезона. На этот раз пресс-завтрак прошел перед площадкой новой Большой сцены театра, а его участники рассказали, что их коллектив покинула актриса Вероника Насальская. Но они будут продолжать сотрудничество в независимых проектах. В XVII сезоне театр планирует показать «Дон Кихот», «Сон в летнюю ночь», «Беруши. Бiр, екi, уш», «Ер Тостик» и многое другое.

В XVI сезоне театр представил пять новых спектаклей: «Уят» по пьесе Натальи Ворожбит, «История уродства» по книге Умберто Эко, «Новые времена» по киносценарию Чарли Чаплина, «Созвездия» по пьесе Ника Пэйна и спектакль-концерт «Песенник в театре». Кроме того, в этом сезоне в команде театра появилось пять новых артистов: Нурсултан Мухамеджанов, Айдос Рысхан, Куантай Абдимади, Мунира Думан и Айганым Сагынбаева. Также с театром начали сотрудничество актеры кино Азиз Бейшеналиев и Еркен Губашев. 

Режиссер Галина Пьянова рассказала о том, что Вероника Насальская покинула состав театра АРТиШОК.

«Вероника Насальская объявила о том, что открывает собственный творческий проект театр «Бата», на сим наше партнерство под крышей АРТиШОК имеет такую точку. Для нас это немного грустно, но мы продолжаем партнерствовать, мы продолжаем работать в независимых проектах и остаемся друзьями. Вероника продолжает путь педагогики с молодым поколением театра АРТиШОК, но уходят несколько спектаклей, потому что я считаю, что «незаменимые» в театре есть. Мы прощаемся со спектаклем «Пушник Stand-up», «Бродский» и «Аккомпаниаторша» - мы пока рассматриваем, как дальше жить, потому что спрос зрителя на эти спектакли очень велик», - рассказала Пьянова. 

«Сейчас все наше внимание сосредоточено на сборе средств и на самой стройке, - продолжила управляющий директор театра Анастасия Тарасова. – Ровно два месяца назад мы презентовали это пространство. Сейчас каждый день на счету, мы выполняем работу на стройке своими руками или руками наших мужей, родственников, друзей. Наша финансовая концентрация сосредоточена на техническом оснащении площадки. Наш план открыться в конце сентября, возможно, что выглядеть все будет как сейчас, площадка должна быть оснащена технически. Это наш потолок, нам важнее создать сердце театра. Нам очень нужна помощь строительных компаний, и даже физическая сила. Многие люди откликаются и сейчас мы всю помощь, которую нам предлагают, аккумулируем». 

Также управляющий директор театра подвела предварительные итоги краудфандинга и общего сбора средств. Базовый бюджет строительства Большой сцены составляет 21 миллион тенге, на данный момент театр собрал и заработал 12 миллионов. К ранее заявленным партнерам готовы присоединиться не так много компаний, сейчас идет процесс обсуждения сотрудничества и того, как «театр будет отрабатывать» средства на строительство Большой сцены. 

«Чистого спонсорства, к сожалению, не существует, - отметила Тарасова. – Но среди такого большого бюджета особую помощь оказал малый и средний бизнес. Они выделяют небольшие суммы, но главное это то, что они разделяют наши ценности. Такая помощь важна для нас. Например, компания Tikkurila пообещала дать столько краски, сколько нужно. Такие чудеса происходят и это то, что не надо отрабатывать. К нам обращаются зрители и предлагают помощь из компаний, которые они представляют. Также есть наш краудфандинг на сайте start time – это наши зрители, наш самый важный контакт, самый теплый и дорогой».

На данный момент на сайте собрано 781 800 тенге. Также сборы проходят в самом театре и на новой площадке в рамках проекта «Большая сцена PREVIEW». 

Как ранее рассказывала Vласти актриса театра Виктория Мухамеджанова АРТиШОК отправится в небольшие гастроли. Театр получил два приглашения – в конце октября в Лион со спектаклем «НОРД-ОСТ» и в Челябинск на фестиваль камерных спектаклей с «Аккомпаниаторшей». Также с 6 по 8 июля АРТиШОК совместно с инженерным театром АХЕ в рамках Астана Artfest покажет спектакль «Байконур». 

Как рассказал художник театра АРТиШОК Антон Болкунов, совместный спектакль «Байконур» – это копродукция театров Казахстана и России, как и космодром – проект двух стран.

Участник инженерного театра АХЕ Павел Семченко рассказал, что тему предложил Болкунов. «Мы пытаемся раскрасить историю и изучить для себя интересные моменты, аспекты этого места и события, которые там происходили. Это будет наша рефлексия на все происходящее. Спасибо театру АРТиШОК, что они рискнули сделать это с нами».

Анастасия Тарасова в своем материале для проекта «Театр строит театр» уже писала, что репетиции АРТиШОКа и АХЕ проходят в микрорайоне Алгабас в мастерской ее отца среди надгробий и памятников из гранита. По словам Антона Болкунова, театр намерен развиваться художественно. В будущем сезоне АРТиШОК покажет постановки, связанные с визуальным театром. «Для нас АХЕ – это определённый мастер-класс, мы перенимаем опыт старших товарищей», - подытожил Болкунов.

Максим Исаев рассказал, что театр АХЕ так же, как и АРТиШОК, работает над новой площадкой. Около 30 лет театр АХЕ является независимым. «У нас такой же опыт существования независимого театра без государственной поддержки или других заискиваний. И для нас тоже очень важна гражданская позиция, как и для АРТиШОКа. Огромное количество внешних и внутренних совпадений – это очень интересно». 

«Я сама только 2 или 3 дня назад увидела репетицию спектакля «Байконур». Это такая попытка создать миф о том, что же такое Байконур. Неслучайное вселенское совпадение, что над спектаклем работает российская и казахстанская сторона. Культурно мы точно шокируем Астану, - заверила Пьянова. – Не уверена, что получится представить его в Алматы, но хотелось бы, чтобы спектакль жил долго, дольше нас». 

Также режиссер рассказала о планах театра на новый сезон: «Новая группа артистов вынуждает меня поставить несколько спектаклей в следующем сезоне из классического репертуара. Премьера будет в сентябре «Дон Кихот» Сервантес, больше ничего не скажу. Закрываться будем спектаклем «Сон в летнюю ночь». Если все будем живы, здоровы. Они просто пытали меня и заставили повернуться в сторону Шекспира. Есть продолжение, которое мы хотели выпустить в этом сезоне, но по разным причинам мы отложили. Это спектакль по пьесе Олжаса Жанайдарова «Беруши. Бiр, екi, уш». Скорее всего спектакль будет сделан в жанре site specific и планируем, что снимем кино «Беруши», потому что есть актерский потенциал, который хочется представить не только в Казахстане. А Казахфильм нам не очень помогает в этом. Антон будет выпускать спектакль «Ер Тостик»».

По словам художника театра, он планирует сделать сравнительный анализ казахской культуры. «Ер Тостик» будет стилизован под черный вестерн. «Абсолютно черно-белый спектакль нуар с малым количеством текста на казахском языке. Это будет визуальный театр, мы шагаем в эту сторону», - сказал Болкунов. 

В августе в Алматы приедет режиссер-постановщик из России Алексей Франдетти. АРТиШОК ведет переговоры с ним по работе над авторским мюзиклом, но пока не разглашает детали. Кроме того, Камерата Казахстана пригласила театр сделать совместный спектакль. Вероятнее всего это будет спектакль «Феллини», который покажут в октябре-ноябре в пространстве Цирка.

В завершение пресс-завтрака Анастасия Тарасова рассказала о совместных планах театра АРТиШОК и Союза театральных деятелей России: «У нас сложился приятный и неожиданный контакт с Союзом театральных деятелей России. Мы сначала сделали спектакль с Борисом Павловичем «Созвездие» при поддержке СТД. Также наш технический директор Ярослав Корчевский ездил на всероссийскую школу завпостов. Для нас это было очень важно. Все, что касается технических театральных специальностей в Казахстане, находится в более худшей ситуации, чем актерские или режиссерские. Наш следующий этап – это режиссерская лаборатория, которая пройдет в ноябре. Приедут 3 режиссера, которые будут делать три эскиза к спектаклям. После будет публичный показ и художественный совет для выбора лучшей постановки, которая и будет реализована. Мы долго думали какой выбрать формат для режиссеров, которые приедут. Мы понимаем, что аудитория тинэйджеров сейчас не захвачена театром и, к сожалению, ТЮЗ – умирающий институт, который не формирует зрительский вкус, представление о театре или делает это так, что дети просто не хотят ходить в театр. Мы хотим поработать над этой аудиторией. Может показаться, что мы везде. Но мы считаем это своей задачей, профессиональной миссией. Поэтому нам будет интересно поработать над спектаклями для подростков».  

В конце апреля алматинский театр АРТиШОК объявил о старте краудфандинговой кампании на строительство большой сцены на месте бывшего ночного клуба DaFreak. Поддержать театр можно на сайте start time. Краудфандинговая кампания продлится до 28 июля. А Vласть в течение нескольких ближайших месяцев будет рассказывать о том, как Театр строит Театр.

Алматы-Москва-Алматы. Как актер Дмитрий Копылов вернулся на родину, чтобы играть в независимом театре

Читать

Жанара Каримова, Vласть

Фото автора, Кирилла Федорова и Александра Раевского

Иллюстрация Ольги Халецкой

Еще в школе я понял, что не пойду по пути физики, математики. В школе учился достаточно плохо, мне просто было неинтересно. Любимые предметы были литература и история. При этом на литературе я читал совершенно другие книги, не те, которые мы проходили. Тогда я понял, что стану рок-звездой. Окончил музыкальную школу, поступил в музыкальное училище. Отучился 2 года.

Однажды нас в музыкальном училище для просвещения повезли в театр, это была новая сцена русского ТЮЗа. Камерный театр Преображенского, где они занимались серьезными спектаклями. Тогда я увидел первый раз Веронику Насальскую, Виктора Ашанина. Понял, что это классно. Мне так понравился спектакль, вернулся домой воодушевлённый, рассказал маме. Сказал, что хочу еще что-нибудь посмотреть. Она меня потащила в Лермонтовский театр на «Рандеву с выстрелом», мне тоже понравилось, хотя сейчас я понимаю, что это глупейшая история. Тогда я сказал, что хочу позаниматься в театральной студии. Учась в музыкальном училище, я ходил в студию театра имени Сац, та новая сцена, где Вероника Насальская играла.

Я помню, что еще в детстве любил проигрывать сцены из кино. Представляя, что я Штирлиц, заучивал тексты. Я воссоздавал какие-то сцены, проигрывал за каждого персонажа. Потом в один момент, когда я стал юношей, это просто стрельнуло в голове. Здорово, что есть момент переживания, что ты можешь играть самых разных людей.

Вероника стала моим первым преподавателем. Поэтому у нас с ней очень старая дружба и любовь. Так я понял, что не хочу дальше идти по музыке. Я тогда поступил на кларнет и осознал, что сидеть в оркестре мне очень скучно. Всю жизнь сидеть, играть классическую музыку, смотреть на дирижёра? Нет. Я сказал маме, что хочу стать актером. Мы пришли к Преображенскому, это было в конце 90-ых - начале 2000-ых годов. Он сказал: «Если ты хочешь стать актером, тебе надо уезжать отсюда». В Алматы в то время не было нормальных преподавателей. Мы с мамой решились, продали квартиру и поехали в Ярославль, потому что на Москву и Петербург денег не было, а в Ярославле худо-бедно как-то что-то можно было приобрести. И Ярославль всегда считался одной из сильных театральных школ, они всегда конкурировали с Москвой и Санкт-Петербургом.

Окончил музучилище, чтобы хоть какой-то аттестат иметь. После окончания театрального института в Ярославле, стал актером. 12 лет прожил в России, стал гражданином России. У меня полностью сформировалась мышление, менталитет в Ярославле. Фактически в Алматы я больше не возвращался.

Уже работая в Москве, я приехал в отпуск в Алматы. Мой друг детства Ярослав Корчевский тогда сказал: «Я работаю в театре АРТиШОК звукорежиссером». А мы с ним с одного двора. Я пришел к нему в театр, познакомился с ребятами. Отпуск закончился, и я вернулся в Москву. Осенью АРТиШОК приехал с гастролями в Москву на «Золотую маску» со спектаклем «Гагарин». Он произвел там фурор, я читал статьи, посмотрел, мне очень понравилось. Но я тогда к ребятам не подходил, но был под впечатлением, что о театре говорят и в Москве. 

В какой-то момент мне просто надоело работать в государственной системе театра. Я тогда работал в Ведогонь-театре в Зеленограде – это был мой основной театр. Я не считаю, что работа по контракту в театре Станиславского… там у меня не было каких-то крутых ролей, это был просто левый заработок. Государственные театры перешли на контрактную основу, потому что это выгодно – привлечь молодежь на один спектакль, чтобы не брать в труппу, не платить полную ставку и так далее. На полной ставке я был в Зеленограде, кстати, хороший театр, опять же классический, государственный, в какой-то степени провинциальный, но, тем не менее, там были хорошие спектакли. Но мне не нравилось там работать, потому что я чувствовал, что я стою на месте, я не развиваюсь. Мне доставались роли, которые мне не нравились, но есть приказ художественного руководителя, распределение ролей. «Не нравится? Кто тебя спрашивает? Работай!» и это «не нравится» у меня скапливалось 4 года. Плюс жизнь в Москве, а Зеленоград считается Москвой, его прировняли и по уровню жизни, и по ценам. Было сложно, потому что я приезжий, мне приходилось очень много работать, чтобы оплачивать квартиру. Мама осталась в Ярославле, работала в своей компании. Я решил, что хватит - «Я увольняюсь». И я уволился.

Какое-то время работал вообще не по профессии, то у друзей менеджером по продажам всяких сувениров, то пробовал подрабатывать во Французском консульстве. Зная язык, летом обычно можно хорошо заработать волонтером по сбору документов, виз, переговоры и так далее. 

Но сидеть на одном месте, в кресле… Я не представлял как такое возможно, у меня все чесалось, мне хотелось движения. Я начинал скучать. Да, у меня было достаточно много денег, но я удовлетворил все свои потребности буквально за 2 месяца, и мне стало скучно. Мне стало скучно жить.

Я снова стал задумываться, что надо в театр. Случайно узнаю, что из АРТиШОКа уходит старая команда ребят. Говорю Ярославу: «Ярик, я бы хотел попробоваться». Так как я приезжал летом, меня уже все знали. Собрал вещи приехал, так и попал в театр АРТиШОК.

В 2012 году я присоединился. Учась в театральном институте, я открыл для себя саксофон и джазовую музыку. И вот сегодня я задумывался: если бы я открыл их для себя раньше, когда еще был студентом музыкального училища, как бы все случилось. Думаю, что я бы не пошел в театральный институт, а пытался бы попасть на эстрадное джазовое отделение консерватории. Но судьба поставила на тот путь, что джаз я открыл именно будучи студентом театрального института. Так джаз стал моим хобби, хотя я не считаю себя джазовым музыкантом, но играть как-то умею. 

Вот с 2012 года я в театре АРТиШОК и меня вводят на небольшую роль саксофониста. Я в институте в шутку говорил, что я театральный саксофонист. «Вы актеры, а я саксофонист», потому что меня часто использовали больше как саксофониста в институте, нежели как актера. Меня ввели саксофонистом в «Концерт №2» по поэзии Бродского. Первый полноценный спектакль это «Корова» с режиссером Анной Зиновьевой. Для меня и Чингиза Капина это был первый спектакль уже созданный нами в одной команде. Это один из любимых спектаклей, я по нему очень скучаю. Сама история и спектакль очень отзываются в моей душе. Материал Платонова «Корова» мне очень понравился, когда я его читал.

Я не очень люблю спектакли, где можно посмеяться, я понял, что я не очень люблю комедию, хотя посмеяться я люблю. Иногда ищу, что посмотреть, чтобы отвлечься, но больше я люблю задумываться. Поэтому спектакль «Корова» - это спектакль, с которым совпадает моя внутренняя духовная стилистика. Чтобы душа получила какое впечатление, боль, переживания, потом с этим ходить или передавать это зрителю.

Самый проблемный для меня спектакль - «Толстая тетрадь». Мы его очень много раз переделывали. Режиссер - Анна Зиновьева. Я там все время не мог найти персонажа. Мы пробовали и в психологический драматизм уходить, и, не смотря на то, что спектакль уже шел, состоялась премьера, и все равно все было не то и не так. 

У меня внутренне ничего не отзывалось. Я понимал, что я просто играю линию, я фальшивлю, внутренне я пустой. Так было достаточно долго.

Потом снова приехала Зиновьева, она снова взяла его в репетицию, потому что мы меняли состав, Вероника ушла с роли, и мы стали вводить Айсулу Азимбаеву. Тут на репетиции я начал нащупывать, благодаря ребятам и Анне, начал смотреть со стороны на персонажей и все пошло, встало на место. Это был случай, когда я долго не мог нащупать роль и персонажа. Я переживал, мне не нравился этот спектакль. Если я не получаю от него удовольствия, если я чувствую, что у меня не получается, мне не очень хотелось его играть. Потом привык, стало нравиться, стал ждать, когда спектакль снова будет.

Новых актеров в театр привлек я. Они окончили театральный институт в Ярославле у моего же мастера. И, естественно, у нас у студентов есть привычка – позвонить мастеру на Новый год или день рождения. Мне Сергей Филиппович сказал: «А у меня же казахи учатся, мы их из Алматы забрали. Очень сильные, хорошие ребята и скоро оканчивают». Но на самом деле наше знакомство состоялось раньше. Когда я приехал в Ярославль, уже работая в АРТиШОКе, зашел в аудиторию, тогда не было Сергея Филипповича, а мне Арман, мой друг, сказал, что там казахи. Я открыл аудиторию и говорю им: «Салем. Калайсын?» Они удивились: «что за русский зашел в аудиторию в Ярославле и начинает с нами на казахском разговаривать». Так я о них узнал, а потом Сергей Филиппович мне напомнил. И я нашим ребятам в театре твердил, что учатся казахи. Они об этом забыли, я потом опять напомнил: «Ребята, скоро выпускаются актеры из Алматы». В шутку называли их «казахский курс», когда они выпустились, я напомнил Насте и Гале. И так совпало, что мы в этот момент берем материал «Уят» по пьесе Ворожбит, и там как никогда нужны ребята-казахи. Они приезжают, и у нас получается спектакль «Уят». Когда Галя узнала, что они окончили Ярославский институт, конечно, сказала, надо сразу же с руками ногами их взять. Боялись, что их заберет кто-нибудь другой. Я думаю, что ребята были бы нарасхват. 

Они мне очень родные. Я в шутку говорю: «Мы ярославская диаспора, нас уже больше». Так как мы все «Куценки» (ученики Сергея Павловича Куценко - V), у нас есть девиз, придуманный не нами, а поколениями других актеров: «Куценки всегда друг другу помогают». Если я приезжаю в город и там есть какой-то выпускник 88-го года, и он учился у Куценко, он всегда мне поможет. И этот принцип мы всеми поколениями выпускников держим.

Я никогда не чувствовал, что маленькая сцена мне тесна. Наоборот, я, когда выхожу на большую сцену, чувствую некий дискомфорт, потому что я привык к маленькой, мне в ней комфортно. Я вообще люблю минимализм, мне нравятся маленькие квартиры. У меня в Ярославле очень маленькая квартира и она очень уютная, и она мне нравится больше, чем просторные пятикомнатные. Мне становится неуютно, хочется выбрать самую маленькую комнату и закрыть дверь. Я и сам относительно маленький и по комплекции, и по росту. Но большая сцена – это большие новые возможности. Хотя я не считаю, что наша новая сцена такая большая, как тысячный зал театра Лермонтова и так далее. По моему мнению, и по театральным меркам вот эта сцена будет считаться как камерная сцена государственного театра, например, как в Воронеже. Да, у нас будет большой зал, более вместительный, у нас будет сцена побольше. Но она также считается камерной, и мы сможем сохранить нашу стилистику.

У меня нет такого представления, чтобы мы работали на такой огромной сцене, как у театра Лермонтова. Насколько это сложно энергетикой, да и кажется невозможно, захватить абсолютно весь зал. Добить своей энергетикой и интерактивном людей на самых последних рядах. Это невозможно, а в АРТиШОКе это возможно. И на такой сцене, я думаю, тоже будет возможно. И мы это проверяли, делали несколько перфомансов. Этот зал можно держать в напряжении, во внимании и, конечно, эта сцена даст нам большие новые перспективы и возможности. А также комфорт… мы всегда мечтали, чтобы у нас был душ. Зритель всегда мечтал о большем количестве туалетов, чтобы не стоять в очереди. И месторасположение очень хорошее – парк 28 Панфиловцев, самое сердце города Алматы. 

Новая сцена даст городу новые серьезные работы. У нас растет актерский состав, а когда больше актеров на сцене, то не нужно одному играть несколько персонажей. Можно смело браться за сложные и массовые работы, можно смело браться за театральную классику. Хоть Чехова, хоть Шекспира. Мне кажется, очень интересно городу будет посмотреть, а мы обязательно будет делать классические произведения в нашем артишоковском стиле. Я считаю, что классическая литература воспитывает, и она всегда актуально. Не бывает такого, чтобы она поросла плесенью, и о ней все забыли. Сегодня забыли, а завтра она «стреляет» как никогда лучше, потому что все уже придумали и написали до нас.

В конце апреля алматинский театр АРТиШОК объявил о старте краудфандинговой кампании на строительство большой сцены на месте бывшего ночного клуба DaFreak. Поддержать театр можно на сайте start time. Краудфандинговая кампания продлится до 28 июля. А Vласть в течение нескольких месяцев рассказывает о том, как Театр строит Театр.