Последует ли дальнейший рост в рейтинге после рывка в текущем году?
  • 8504
Может ли КСО поднять Казахстан в рейтинге Doing Business
Фото Жанары Каримовой

За последний год Казахстану удалось на 16 пунктов улучшить свою позицию в международном рейтинге оценки ведения бизнеса Doing Business с 51 места в 2016 году до 35 в текущем. Vласть разбирается, что именно оценивает рейтинг, и может ли укрепление принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) помочь Казахстану упрочить свои позиции в рейтинге.

После ежегодного обновления рейтинга, премьер-министр Казахстана традиционно проводит совещание по этому поводу. Министрам раздаются новые получения, суть которых сводится к одному: устранить то, что мешает стране приблизится к лидирующим позициям. Следом инициируются и разрабатываются новые законы или меняются прежние. На последней такой встрече Бакытжан Сагиндаев обсудил с министрами пакет законопроектов. Если его примут, изменнеия каснутся 6 кодексов и 15 законов, действующих сейчас.

Чтобы лучше понимать, что из себя представляет рейтинг ведения бизнеса Doing Business, стоит кратко коснуться его методологии. Ранжирование стран ведется с 2002 года, в 2003 году был опубликован первый отчет о 133 странах. На сегодняшний день число участников шире – 190 государств. Оцениваются они по 10 обязательным показателям: создание предприятий, получение разрешения на строительство, подключение к системе электроснабжения, регистрация собственности, получение кредитов, защита миноритарных интересов, налогообложение, международная торговля, обеспечение исполнения контрактов, разрешение неплатежеспособности. Эксперты детально изучают законодательство каждой страны по обозначенным параметрам, а также практику его применения и выставляют баллы.

Нужно иметь в виду, что даже в тех странах, где нет отдельного законодательства на уровне административных единиц (штатов, областей, городов), работа госорганов в одних регионах может значительно отличаться от других регионов. Поэтому рейтинг отражает ситуацию в стране весьма условно – исследуется только один город, в редких случаях - два. Чаще всего это столица, в случае с Казахстаном – Алматы. Глобально страна на 35 позиции. Если углубиться в детализацию оценок, окажется, что лучше всего дела у нас обстоят с защитой прав миноритарных инвесторов – 3-ю позицию рейтинга Казахстан делит с Гонконгом и Малайзией. Больше всего трудностей в сфере международной торговли – 119 позиция. При этом по двум другим показателям Doing Business – налогообложение и получение кредитов – Казахстан упал на 3 и 5 пунктов соотвественно.

Дальнейшая цель Казахстана – улучшать показатели, о чем неоднократно говорил премьер Сагинтаев, нужно попасть в 30-ку первых, как минимум, рейтинга Doing Business. В этом контексте имеет смысл обратить внимание на сферу КСО. В самом широком смысле распространение принципов КСО позволяет создавать устойчивые бизнес-проекты и гармонизировать экономическую среду в государстве. Тут подразумевается целый комплекс подходов: это ответственное отношение компании к своим обязательствам перед государством, партнерами, инвесторами, сотрудниками и сообществами, с которыми и для которых работает бизнес, экологичность самого бизнеса и продукции, социальные инвестиции и мотивация. Так или иначе, все это отражается в методологии рейтинга.

Вместе с тем на уровне правительства распространение норм КСО пока еще не названо одним из путей продвижения Казахстана в Doing Business. О том, видят ли такой глубокий потенциал и знают ли вообще о КСО казахстанские бизнесмены, говорят немногочисленные в стране исследование по теме. В 2013-14 годах в Казахстане проводился «Обзор ответственного ведения бизнеса» с целью продвигать принципы КСО и измерить уровень знаний предпринимателей об этом. В ходе проекта Центром исследований «Сандж» было проведено исследование «Корпоративная Социальная Ответственность в Казахстане: ситуация, проблемы и перспективы развития». В нем приняло участие 189 компаний с разными бизнес-масштабами и видами собственности.

Результаты исследования показали, что с понятием КСО знакомо 63% от общего числа респондентов. При том, положительно ответили 100% компаний из крупного бизнеса, 70% – из среднего и 47% – из малого. При этом под КСО в 83% случаях казахстанские бизнесмены подразумевают прежде всего, внедрение социальных пакетов на предприятии и улучшение условий работы для собственного персонала, в 59% – благотворительную помощь обществу, в 54% – развитие и обучение персонала и в 52% – участие в программах развития региона. Вполне ожидаемым стало и то, что более обширное понимание вопроса продемонстрировали крупные компании – KEGOC, Самрук Энерго, «КазМунайГаз», «Казпочта», «Казахстан Темір Жолы» и др.

Дополняет картину более современное исследование, подготовленное Центром исследования правовой политики при поддержке Посольства Великобритании в Астане в 2015 году. Исследование сделано в формате case-study, где изучаются конкретные примеры того, как 30 разных компаний в Казахстане (государственные, частные, международные) выстраивают свою работу в сфере КСО. Исследование показало, что на первом месте среди проектов расположилась единовременная помощь нуждающимся и другие проявления благотворительности; на втором месте – проекты, поддерживающие развитие сообществ; на третьем – права потребителей. Гораздо реже встречаются проекты, связанные с защитой окружающей среды, улучшением трудовых практик и корпоративного управления. Вообще не встречаются проекты по правам человека и честной конкуренции. Это является хорошей иллюстрацией того, на каком уровне понимания целей и задач КСО находятся топ-менеджеры компаний в стране.

На исследование центра «Сандж» сослались министерство национальной экономики и Нацпалата предпринимателей «Атамекен», комментируя тему для Vласти. При этом в «Атамекене» отметили, что в текущих реалиях требуется провести более масштабное исследование темы. Однако в ответе на самый важный вопрос – может ли КСО стать для Казахстана драйвером роста в рейтинге Doing Business – мнения экспертов разошлись. В министерстве нацэкономики отметили, что «методология (рейтинга Doing Business – V.) не предусматривает индикатор по развитию корпоративной социальной отвественности, тем самым развитие КСО не может повлиять на позиции республики в рейтинге».

В «Атамекене» на ситуацию смотрят оптимистичнее. Там считают, что главная причина, по которой компании становятся «социально ответственными» – это их ориентированность на долгосрочный успех бизнеса. Ответственный бизнес всегда стабилен, устойчив и привлекателен, в том числе для инвесторов. Там убеждены, что многие бизнесмены уже проявили свою активную позицию в социальных, образовательных, экологических проектах. Теперь «важно поддержать бизнес в этих инициативах, проводить системную информационно-разъяснительную работу, популяризировать такой опыт, а также мотивировать частный сектор на более глубокое проявление социально-экологической ответственности».

Конечно, такой подход может помочь Казахстану добраться до топовых строк в Doing Business, несмотря на отсутствие в рейтинге показателя «КСО». Однако правильнее, чтобы самоцелью был не рейтинг, а улучшение условий, в которых сегодня развивается казахстанский бизнес.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики