Существование современных культурных изданий в Казнете может показаться оксюмороном. Причина в недостаточном проникновении интернета, в качестве и количестве населения. Однако эти факторы не отбивают у энтузиастов желания открывать подобные интернет-издания.
В начале июня PriceWaterhouseCoopers опубликовал исследование о глобальном рынке развлечений и СМИ. Исследователи утверждают, что к 2017 году мировой рынок индустрии развлечений вырастет до 2,15 трлн USD. На соседний, российский рынок из них будет приходиться около 40 млрд USD. Помимо основных критериев – музыки, кино, видеоигр и прочих, в рейтинг были включены и культурно-развлекательные интернет-издания.
Редко когда рынок культурно-развлекательных интернет-изданий исследуется целенаправленно. Но количество подобных изданий в той же России внушительно. Более того, среди них немало и успешных проектов, которые, кроме того, выигрывают и в численности аудитории у бумажных изданий.
К примеру, один из популярных мировых журналов Esquire в России выходит ежемесячным тиражом в 135 тыс. экземпляров. А аудитория электронной версии журнала составляет в среднем 1 500 тыс. человек. Впрочем, российский рынок можно мерить не только спросом на популярные франшизы. К примеру, локальный проект Colta.ru ежемесячно посещает около 500-600 тыс. пользователей.
В Казахстане количество, как и спрос на культурно-развлекательные интернет-издания невелик. Тем не менее, новые ресурсы не боятся выходить на рынок. И хотя инвесторов, готовых финансировать подобные проекты, пока нет, рекламодатели уже пользуются возможностями культурных веб-ресурсов.
Да и в целом заметна тенденция ухода рекламодателей из бумажных изданий. Согласно исследованию TNS Gallup Central Asia в первой половине 2013 года количество рекламодателей в бумажной прессе сократилось на 9.3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В то время как рынок интернет-рекламы за 2012 год вырос до 11-13 млн. USD, для сравнения в 2011 на интернет-рекламу было затрачено 6 млн. USD.
Vласть поговорила с участниками рынка о его привлекательности для рекламодателей, недостатках и перспективах. По их словам, перспективы у рынка есть, но без увеличения количества интернет-пользователей, они невозможны.
Арман Касенов, шеф-редактор журнала Kult.kz рассказал Vласти, что рынок электронных культурно-развлекательных СМИ пока не так привлекателен, как рынок печатных изданий: «Люди по-прежнему консервативны. Именно поэтому интернет-реклама в Казахстане развивается более медленными темпами, чем в России, где интернет-реклама уже несколько лет как превзошла по объемам радио и печать. Безусловно, этот рынок может быть перспективным. Прогресс не стоит на месте. Главное, чтобы к тому времени люди не разучились читать».
Касенов отметил, что прибыльность подобных изданий зависит от интереса инвесторов и рекламодателей, но на прибыльность веб-изданий смотрит с пессимизмом: «Я пессимистичен в этом плане. Назовите мне хотя бы одно электронное издание в Казахстане, которое успешно взимает с читателей плату именно за электронный продукт? Даже в 150 миллионной России количество подписчиков таблет-едишн (версии журналов для планшетов и смартфонов - V) такого популярного журнала, как GQ не превышает 30-ти тысяч, при том, что цена выпуска всего 2 доллара».
Тем не менее, Касенов считает, что роста аудитории культурно-развлекательных электронных изданий ожидать можно. По его мнени,ю на это может повлиять удешевление стоимости интернета, его пенетрация в регионах и среди домохозяйств, увеличение числа смартфонов и других мобильных устройств у населения: «Это неизбежно приведет к увеличению числа читателей электронных изданий. Мы повторим все основные глобальные тенденции на этом рынке».
Аскар Мустафин и Асель Джабасова, менеджеры и авторы проекта Henriette.kz, рассказали, что тенденция перехода рекламодателей из печатных изданий в сеть есть: «Рекламодатели идут в сеть за наиболее продвинутой, молодой и платежеспособной аудиторией. Перспективы рынка онлайн изданий огромные, и аудитория электронных изданий только растет, это все понимают. Но нужны очень грамотные площадки для этого. Тем не менее, у рекламодателей есть и скепсис, особенно в том, что касается разработки спецпроектов. Разработка спецпроектов некоторым рекламодателям кажется очень высокой по стоимости».
Мустафин и Джабасова пояснили, что высокая стоимость спецпроектов зачастую вызвана качественным дизайном и уникальным контентом: «И нам кажется, что нашему рынку не хватает именно этого - качества дизайна, качества контента, понимания важности всего этого».
Юлия Хван, маркетолог портала Buro 24/7 Kazakhstan, рассказала, что их целевая аудитория рекламодателей постепенно уходит из газет и журналов, но в интернет идти не спешит. Тем не менее, специалист считает, что ежегодный рост интернет-рынка, развитие электронной коммерции и желание людей получать оперативную информацию - все это создает условия для дальнейшего роста рынка культурных интернет-изданий.
Анна Тютькова, директор по развитию бизнеса рекламного агентства «APR Optimum Media Eurasia OMG» считает, что интернет-реклама, в том числе и в культурно-развлекательных интернет-изданиях, направление перспективное: «Кроме того, это наиболее гибкий инструмент, позволяющий работать практически с любой целевой аудиторией, решать любые задачи, причем в любых временных рамках».
Тютькова рассказала, что у их агентства уже был положительный опыт с одним из культурно-развлекательных веб-ресурсов. «Когда мы устраивали конкурс для потенциальных потребителей модной марки, как основную площадку мы использовали портал Look.tm. Это был положительный опыт. Секрет успеха был в правильно выбранной площадке, соответствующей нашей целевой аудитории. Мы захватили opinion leaders, а они вовлекли всех остальных. Как результат – перевыполнение плана продаж».
Тютькова также рассказала, что среди рекламодателей в бумажной культурно-развлекательной прессе преобладают компании производителей косметики, парфюмерии, одежды, аксессуаров и предметов роскоши. При этом основная аудитория таких изданий более взрослая. Но, если эти компании будут продвигать молодежный продукт, они вполне могут использовать и электронные издания. Но для таких компаний очень важен их авторитет.