Летом
прошлого года несколько казахстанских кинематографистов подписали Манифест
партизанского кино. Он базируется на трех
принципах: отсутствие бюджета, актуальный социальный аспект, предельный
реализм и протестная форма. Мы связались с подписавшими манифест, чтобы узнать
промежуточные итоги этого движения.
Одна картина уже готова и даже прогремела на фестивале. Режиссер Жасулан Пошанов («Коктейль для звезды-2») снял картину «Шлагбаум». Продюсером стал Аскар Узабаев («Коктейль для звезды», «Любовь тракториста»), также подписавший манифест, а автором сценария выступил Адильхан Ержанов. Лента была показана в основной конкурсной программе Международного московского кинофестиваля. Исполнитель главной роли в фильме Еркебулан Дайров получил награду фестиваля как «Лучший актер». В казахстанский прокат «Шлагбаум» выйдет в 24 сентября этого года.
Синопсис картины: «Рауан работает на стоянке в престижном жилом комплексе. Айдар каждый день проезжает мимо него на дорогом авто своего отца-нефтяника. Оба стремятся построить свою жизнь собственными силами. Они живут в одном городе, пересекаются в одном дворе, но между ними пропасть. Между ними шлагбаум, созданный богатством и нищетой. Однажды Айдар и Рауан столкнутся и столкнутся их миры. К чему это приведет..?»
Адильхан Ержанов сейчас снимает два фильма: один игровой — «Чума в ауле Каратас», другой документальный — о казахстанском кино. На первую картину деньги — 6 тысяч долларов — выделил Фонд «Сорос-Казахстан».
Сюжет картины: молодой аким, назначенный из города, приезжает в аул Каратас и пытается модернизировать его, внедрить свою новую программу. Проблема в том, что все жители аула и местная власть не очень-то хотят его принимать.
— Это миф, что нельзя снимать кино за маленькие деньги, - рассказывает Адильхан Ержанов. — Мы снимаем фильм в пригороде, под Алматы. Все работают за идею. Мы все энтузиасты и, в принципе, бюджеты в Казахстане раздуты.
Проката у картины скорее всего не будет:
— Я думаю, что прокат — это своего рода буржуазная структура, т.е. чтобы получить удостоверение от министерства культуры и спорта, нужно соблюдать некие правила, вы сами понимаете, какие. Плюс мне нужно создавать некую рекламу, некий пиар, а это уже реверанс к буржуазной культуре. Партизанское кино в идеале должно показываться из-под полы: какие-то показы, фестивали, может быть, через интернет.
Адильхан признается, что вначале хотел получить финансирование от государства, или структур, которые никак не связаны с НПО:
— Не хотелось этого клейма, которое обязательно поставят, что я госдеповский агент и т.д. Проблема в том, что государство само создает эту проблему, оно никак не поддерживает молодежь. Поэтому, естественно, все ребята будут так или иначе спонсироваться некоммерческими организациями. В развитом государстве не должно быть министерства культуры. Я не понимаю что это такое. Я понимаю, что такое министерство пропаганды, а министерство культуры — это оксюморон, как горячий снег, не бывает такого – аппарат, следящий за культурой или производящий ее.
Вторая картина, над которой работает Ержанов — документальный фильм о казахском кинематографе — это заказ корейского фестиваля в Пусане. Для фестиваля сейчас в десяти странах создают серию фильмов под общим названием «Мощь азиатского кино». Документальную картину о национальном кинематографе заказывают десяти самым перспективным и интересным режиссерам.
— Мне повезло, они сочли, что я наиболее достойный режиссер, и заказали эту документалку мне, — говорит Адильхан Ержанов. — Так что корейцы немного не согласны с нашим министром.
— То, что сейчас происходит в кино, это наверное, уникальное движение, - считает Ержанов. — Оно должно иметь продолжение, это должно объединять нас. Нельзя к этому относиться так: а это Узабаев, Пашанов и Ержанов, это общее, но мы одни из первых, кто это огласил.
Мурат Махан сейчас помогает Адильхану Ержанову, а поздней осенью - зимой собирается приступить к съемкам своего фильма под названием «ДТП». Это сатира про старика, который сбил бомжа и труп отказываются принимать без документов.
— «Партизанское кино» — это идея чистого искусства и чистого самовыражения и потому в сюжете мы не терпим бегства от правды. Крестный отцом двимжения, нашим старшим наставником является режиссер Дарежан Омирбаев. Он предоставляет нам свою студию и помогает с советами по киноязыку, - говорит Мурат.
Айбек Кудабаев еще учится в Академии искусств им. Жургенова, собирается зимой начать работать над своим проектом:
— Хочу снять короткий метр на тему потребительского общества. Мы ищем небольшие средства и стараемся снимать. Два столпа «Партизанского кино»: мы хотим делать что-то новое делать, экспериментировать, а второе – правда.