Программный директор кинофестиваля Сlique Борис Байков посмотрел нового "Стива Джобса" и сравнил его с двумя предыдущими картинами о главе Apple. О природе трех Джобсов и том, каким человека, изменившего мир, увидели разные сценаристы и режиссеры.
"Когда я учился в школе, шестидесятые уже отшумели, а пришедший им на смену практицизм еще не набрал силу, — говорил Стив. — Нынешним студентам чужд идеализм. По крайней мере, они не испытывают такой тяги к духовному, как мы, и не станут тратить время на разные философские вопросы; их интересует бизнес». Джобс утверждал, что его поколение таким не было. «Идеалистический ветер шестидесятых до сих пор раздувает наши паруса. Из большинства моих ровесников, кого я знаю, это уже не вытравишь».
отрывок из книги "Стив Джобс"
Уолтера Айзаксона
В своей книге "Механика судеб" Юрий Арабов, задаваясь себя вопросом: "правомерно ли будет наложить механизм драматургии на «саму жизнь», чтобы объяснить ее «странные сближения», или на судьбу конкретного человека не в огнях рампы, не на «сырой простыне» киноэкрана, а «здесь и сейчас»? и начинает исследовать жизни великих людей, в поисках не жанра (любая человеческая жизнь трагична, потому что смерть наступает всегда не вовремя), а: "структурной композиции той или иной человеческой судьбы, о таких глобальных драматургических механизмах, как «нарушение нормы», включающих механизм «воздаяния» тому кто эту «норму» нарушил. Или о принципе «раскручивающейся пружины» - человека «сжимают» обстоятельства, но потом он начинает «раскручиваться», подчиняя обстоятельства себе. Или о драматургической модели «посеявший ветер пожнет бурю»."
Любой биографический фильм также пытается разгадать как и за счет чего случилась магия чужой, но хорошо известной нам жизни. Мы знаем большое количество фактов о Стиве Джобсе, но для того, чтобы заглянуть за кулисы его поступков и характера понадобится не обычная отвертка, а специальные инструменты, которыми обладают драматурги. Три игровые картины о нем - одна сделана при жизни, две - после; каждая о разном, но об одном и том же человеке; начнем с самой свежей, закончим самой удачной.
Стив Джобс 2015-го года пал жертвой авторского кино, только не режиссера, а сценариста. Получилось это вот как:
Аарон Соркин взялся за фигуру Марка Цукерберга, когда создателю Facebook было всего 24 года, а к моменту написания сценария еще даже не была готова книга, которую он якобы экранизировал. Соркин выдумал экранного Цукерберга, реальному это сильно не понравилось и в силу грядущего фильма о Джобсе возник вопрос: сможет ли он хотя бы для одного персонажа приглушить свой авторский стиль и прислушаться к настоящему голосу человека, на котором основан этот персонаж? Ответ оказался предсказуем: нет.
Джобс в исполнении Майкла Фасбендера - это всего лишь очередной герой мира Аарона Сокрина, скороговоркой транслирующий остроумие и обиды, которые можно разбивать на цитаты, но которые ничего не сообщают о говорящем. Голос Фассбендера затерялся в общем хоре героев "Войны Чарли Уилкинса", сериала "Ньюсрум" и той самой "Социальной сети".
При этом форма рассказа экспериментальная: три акта, в каждом из которых видим Джобса за 40 минут до презентации очередного продукта, но вместо того, чтобы отталкиваться от нее и действительно показывать то, что происходило, Соркин пытается вложить в эти 40 минут максимальное количество конфликтов и историй из его жизни. В итоге перед нами вырастает стандартная мелодрама о неохотно платящем алименты отце, со сценами семейных перепалок за кулисами презентаций гениальных изобретений. Добро пожаловать, у нас слева располагается кино про перфекциониста, а справа - уголок матери и ребенка.
Он также, подобно своему герою, играет в поле искаженной реальности и заканчивает все сцены пьесы убедительным хеппи-эндом, но это не идет на пользу картине, особенно в самом драматичном втором акте: Джобс в эпоху NeXT был обиженным вожаком, выгнанным из собственной стаи. Он готовился к мести и неслучайно выбрал для очередной презентации здание Оперного театра в Сан-Франциско, римско-дорический стиль архитектуры которого намекает нам, что предстоит выход гладиатора на арену. Джобс был художником, не отказывающим себе в любом риске и пиком его воображения стал компьютер в виде черного куба - контрапункт улыбающемуся Маку. Вместо аутсайдера, увлеченного собственным видением будущего, сценарий Соркина показывает нам хитрого игрока в покер, для которого холодный расчет - поблефовать на время с целью вернуться обратно в Apple.
Безусловно, это самый технологически совершенный фильм из трех. Дани Бойл объединяет пленку и цифру, чтобы передать точно дух времени, снимает не в декорациях, а в настоящих залах, в которых происходили события, актеры делают все, что возможно, однако сложно избежать ощущения фальши, когда отец мирится с дочкой рекламным текстом своего будущего продукта ("I’m gonna put a thousand songs in your pocket.").
Соркин - талантливый автор, но в данном случае объект исследования интереснее исследующего и хотелось бы слышать почаще мысли самого Джобса, а не в очередной раз находить соркинизм за соркинизмом
2. jOBS (2012), реж. Джошуа Мичел Стерн, сц. Мэтт Уайли
Джобс 2013 года пал жертвой производства впопыхах.
Необходимость срочно выпустить некролог о знаменитости помешала сценаристу залезть в голову гения (ведь на это не хватало времени) и запретила ему рассказывать о негативном (следуя принципу: об умерших либо хорошо, либо ничего). Получилось классическая телевизионная история американской мечты, форма, которая возможно, подошла бы вокалисту рок-группы или директору молочного завода, но ни в коем случае не человеку, изменившему мир несколько раз за свою короткую жизнь.
Странно, что фильм созданный не чиновниками голливудских корпораций, а тандемом дебютантов продюсера и сценариста, запомнился только своей безликостью во главе которой - очередная неудачная роль Эштона Катчера.
3.Pirates Of Silicon Valley (1999), реж. Мартин Берк, сц. Мартин Берк, Пол Фрейберг
Задолго до первого iPod, но со все еще свежим воспоминанием о чудовищных провалах Apple начала 90-х этот фильм создан в момент, когда казалось, что больше поворотов в жизни Джобса не будет. Создатели "Пиратов из Силиконовой долины" рассказывают о соревновании Джобса с Гейтсом, потому что это соревнование двух разных философий - идеализма против практицизма, пиратов против чиновников, вкуса против кича. В отличие от трусливых посмертных опусов, режиссер не побоялся начать с монолога Джобса в камеру на вершине его карьеры и закончить огромным портретом Билла Гейтса над головой проигравшего создателя Apple, только что объявившем о своем компромиссе с "большим братом".
Главная удача фильма другая - Ноа Уайли, безупречно нащупавший характер Джобса, до такой степени, что сам Джобс позвал его принять участие в одной из конференций Macworld, наверное потому что в нем он ощутил шелест парусов шестидесятых.