Премьера фильма

Борис Байков, программный директор кинофестиваля Clique, специально для Vласти, Берлин

В 1903 году Хюго Симберг, только что перенёсший менингит, напишет своего "Раненого ангела", ставшего впоследствии главным достоянием финской живописи. В 1963 году Валентина Терешкова будучи в космосе, заметит: "Не хватает человеческих голосов, дайте мне Робентино Лоретти". В 2016 году Эмир Байгазин не побоится собрать эти - и не только - события в одном фильме, и сделает самый амбициозный, самый грандиозный свой (и вообще, казахстанский?) фильм, премьера которого состоялась вчера на Берлинском кинофестивале.


Летние каникулы в середине 90-х, жара, аул разделен на четыре новеллы о четырех героях: у одного мама продает пирожки в поезде, а отец мечтает о работе охранника, второму надо выучить песню "Бозторгай", третий собирает металлолом, четвертый собирается стать врачом.

В литературе мы привыкли, что сперва мы читаем название главы, а потом ее содержание. В "Раненном ангеле" наоборот - сперва смотрим действие, потом узнаем название акта. Эта небольшая хитрость имеет большое значение, ведь у Байгазина свой собственный визуальный мир, построенный всего за две картины (части неоконченной трилогии), главный принцип которого: без лишних слов и предметов.

Если комната, в ней - максимум обшарапанная стена, окно, занавески, стул. Снято все это привычным 50-ым объективом, без широкоугольных искажений, сверхобщие да и просто общие планы - в меньшинстве, правят средние и крупные. Если герой ест суп, то увидим мы только тарелку и рот. Если герой кормит курицу, то рукава свитера и пшеницу.

Четыре новеллы с названиями - “Рок", "Падение", "Жадность", "Грех", за которыми четыре мальчика с непростыми судьбами. У каждого своя игрушка - первый изучает кубик Рубика, последний воспитывает «Тамагочи»… Все они в какой-то момент окажутся прижатыми к стенке и все разрушат её любой ценой, ведь мир подростка легковоспламеняем, стоит лишь загнать его в состояние бессилия.


1.

Жарас (Нурлыбек Сактаганов) курит втайне от родителей, которые втайне от него ругаются в соседней комнате, но до него все равно долетает: "Почему ты не найдешь себе работу?» - «Я бы охранником устроился, но там столько молодых появилось, до меня дела нет".

Только что вышедший из тюрьмы отец берётся учить сына отвечать на удар, тому это понравится, но не спасет.

2.

Бозторғай, бозторғай

Айналайын жыл құсым,

Аман-есен жүрмісің.

Ала таңнан шырылдап,

Қуантқалы тұрмысың.

Это текст песни которую должен выучить Мадияр Арипбей, певец, герой второй новеллы. Низкий ракурс на него, когда он крупным планом исполняет "Ave Maria" и пошлейшие фиолетовые цвета прожекторов в провинциальном театре создают образ святого и нимб вокруг его головы.

Это и есть тот самый раненый ангел, о котором речь идет в картине. В отличие от других героев фильма, Мадияр единственный, кто не хочет драться и прячется от своих защитников, когда они уговаривают его отомстить своим обидчикам. Он хочет петь, но теряет голос, и как следствие - связь с Богом (ведь неслучайно он исполняет молитву к Деве Марии), а затем и с самим собой. Мадияр -тот самый парень, что кормит курицу с рук, а затем режет ее ножом беспощадно, жестоко, зло. Он лишился голоса, любовь лишилась объекта, мир лишился смысла.

3.

Третья новелла о современном Прометее, которому огонь нужен в прагматических, а не гуманитарных целях. Она, кстати, имеет все возможности стать культовой, хотя бы благодаря уникальным планам пост-апокалиптических индустриальных пейзажей, где бродит одетый как персонажи полотна "Сады смерти" Мадияр Назаров.

Он собирает металлолом и копит деньги в банках. Зачем ему деньги? Непонятно, но если что-то случится, то помогут только они, это все знают. Мать спрашивает: "Почему ты не играешь с детьми?", он отвечает: "Потому что я всегда выигрываю и они меня не любят". Одиночка-маньяк, социопат, которому не жалко окружающих на пути к собственной победе. Он - естественное продолжение павшего ангела, он ангел черный, готовый на все, ради собственной выгоды, готовый даже устроить живую печь из своих ровесников, лишь бы отнести домой немного серебра.

4.

Он хочет быть врачом. Пока делает уроки, она спрашивает «А что, если бы ты стал отцом?". Учитель орет: "Хочу воспитать хотя бы одного приличного врача в этой деревне!". Он не успевает с уроками, ему кажется, что виновата она, что виновата их мелкая ошибка, выросшая в большую проблему - она беременна. И срочно надо что-то предпринять, но довериться некому, кроме как самому себе.

Первой операцией, которую совершит парень, желающий лечить людей, станет удаление человека.

Последняя новела называется "Грех", первая "Рок". Они закольцовывают историю фильма и обе об одном и том же: как справляться с этой черствой наследственностью. Как избежать собственной тени? Как не сгореть в тепле собственного тела? С такими генами гармония изначально недоступна. Либо грех, либо рок.

Фильм начинается с титра, который говорит, что в середине 90-х государство стало отключать электроснабжение в целях экономии. После просмотра кажется, будто в середине 90-х люди погасили свет навсегда.

Фото автора и с сайта http://www.capricci-international.com/

Программный директор кинофестиваля Clique

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики