В казахстанский прокат вышел российский фильм-катастрофа "Экипаж". Директор кинофестиваля Clique Борис Байков делится впечатлениями от просмотра.
Фильм: "Экипаж"
Производство: Россия, 2016
Режиссер: Николай Лебедев
Актеры: Данила Козловский, Владимир Машков, Агне Грудите, Катерина Шпица, Сергей Газаров, Елена Яковлева, Сергей Шакуров, Вера Иванова
Ограничение по возрасту: до 12 лет
У "Экипажа" отличное начало: круглый донельзя капитан заставляет молодого, и с виду безобидного, пилота Гущина (Д. Козловский) взять на борт грузового самолета пару джипов с красными бантами. У знатных друзей - день рождения, так что гуманитарная помощь может и подождать, считает начальник, но с ним не согласен подчиненный, который как только самолет оказывается в легкой турбулентности, сбрасывает обе машины в озеро.
У "Экипажа" такой же отличный финал: с момента, в котором самолеты (спойлер: тут их сразу два) вылетают с горящего острова, мы оказываемся перед экраном яркого голливудского зрелища, где технически все сделано без скидок - дух захватывает, мысли улетают и слово "адреналин" не пустой звук, а oглушающий грохот. Фильмы-катастрофы работают со страхом и с учетом последних новостей, кажется, аэрофобия в разной степени развилась у каждого из нас.
Между этими двумя сценами есть повествование, у которого есть разного рода проблемы. Взяв за основу драматургическую структуру советской картины (полуторачасовое изложение жизни героев до катастрофы, затем час самой катастрофы), авторы успевают закрутить целых четыре любовных линии (стюард любит стюардессу, стюардесса охотится за пилотом, стажер за вторым пилотом, преподавательница влюбилась в ученика) и в момент слабости зрителю может показаться, что он наблюдает "Реальную любовь-2".
Несмотря на постоянные напоминания создателей, что это не римейк советского фильма, нельзя не заметить огромного количества отсылок к нему. Из эпизода со спасением японки от террористов появляется кусок про спасение беженцев из страны, в которой случился переворот; на смену светомузыке из квартиры Филатова (которую нельзя вычеркнуть из памяти), пришли сверкающие шторы в квартире пилота Кузьмина (А. Грудите), вместо монолога альфа-мужчины о неистребляемом женском желании выйти замуж звучит монолог альфа-женщины о стереотипах мужского мышления, что видит в женщине-пилоте всего лишь "бабу за штурвалом". Только у обнаженной груди продолжения не будет, ведь рейтинг у фильма 6+, и, как скажет сама Тамара (А. Яковлева), "как мы потом людям в глаза смотреть будем".
Все эти моменты выглядят не вторичностью, а преемственостью. Лебедев говорит, что "Экипаж" - любимая картина его детства, и вот эта, пусть и неровная, попытка сделать полотно, одинаково интересное тем, кто не видел старый и тем, кто его смотрел тогда, результат именно детской любви к большому кино, а не циничное желание взрослого заработать на большом бренде (см. новых "Джентльменов удачи", "Кавказскую пленницу", "Служебный роман", etc).
Так или иначе, залог успеха жанра - в самой катастрофе и в том, чтобы включить у зрителя его инстинкт выживания, заставить закрывать глаза от страха и одновременно не отрывать взгляда от происходящего. Аттракцион такого рода во многом лежит в основе кинематографа, а сегодня, - нравится это или нет - является одной из главных причин почему кинотеатры еще не сжались до размеров телевизора. Главное доказательство силы, с которой "Экипаж" вовлекает свою публику в гущу событий - это то, как после посадки (спойлер (!) - только одного из двух самолетов) зал начинает хлопать от облегчения.