Спустя девять лет после премьеры многострадального продолжения популярной постапокалиптической трилогии Джорджа Миллера, руки режиссера, наконец, дошли до обещанной предыстории одной из самых ярких киногероинь последнего времени – воительницы Фуриосы, исполненной Шарлиз Терон. В приквеле, одновременно являющемся спин-оффом «Безумного Макса», эту роль поделили между собой Алила Браун и Аня Тейлор-Джой, играющие Фуриосу в разные периоды жизни. И, стоит заметить, обе актрисы блестяще справились с поставленной задачей – без каких-либо скидок юной актрисе.
Учитывая проблемы, сопровождавшие производство предыдущего фильма о похождениях дорожного мстителя Макса Рокатански в сеттинге разрушенного ядерной войной мира, надежд на новое кино было немного. Не потому что в кино никто не верил – высокие оценки «Дороги ярости» и влияние, оказанное на мировую культуру, развеют любые сомнения в потенциальном успехе нового фильма. Дело в том, что Джорджу Миллеру на момент релиза четвертой части франшизы было уже семьдесят. К тому же было сложно представить себе, как можно если и не превзойти картину по масштабам, то хотя бы повторить ее успех (к сожалению, не кассовый, но для нас, зрителей, в отличие от студийных боссов, это уже мелочи). Масла в огонь подливали и судебные разборки автора со студией Warner Bros. за процент с прибыли от проката «Дороги ярости», и пандемия COVID-19. Но все конфликты были благополучно улажены, и мы получили-таки новый фильм серии. Удался ли он в целом? Да. В нем больше истории и характеров, больше конфликтов и мира Пустоши. Ожидает ли его такой же культовый статус, как и предшественника? Вряд ли. Однако, будучи частью уже легендарной франшизы, повлиявшей не на одно поколение кинематографистов по всему миру, «Фуриоса» занимает в моем личном рейтинге далеко не последнее место, не уступая даже некоторым номерным фильмам основного таймлайна, если можно применить это слово к беспорядочной и противоречащей самой себе хронике войн за топливо и оружие в пустынях постъядерной Австралии.
Вышедший в 2015 году «Безумный Макс: Дорога ярости» ушел в разработку в конце девяностых, когда в главной роли еще числился Мэл Гибсон. Но производственный ад, в котором пребывал проект на протяжении десятилетия, позволил Джорджу Миллеру не только лучше проработать саму историю, но и значительно расширить мир Пустоши, обозначив новых ключевых игроков. К выходу фильма в планах режиссера уже были как продолжения, так и предыстории описанных событий. В какой-то момент все это могло даже превратиться в аниме-сериал, но, к счастью, этому не суждено было случиться, ведь кино – единственный формат для этой франшизы, где она уже успешно себя проявила, а риски, учитывая небольшие кассовые сборы «Дороги ярости», были и без того велики. Итог, который мы имеем, лишний раз это доказал: сольник Фуриосы – это зрелищный и захватывающий аттракцион, эффект от которого тем сильнее, чем больше экран, на котором он демонстрируется.
История берет начало в самом центре Пустоши, раздираемой войнами банд за влияние над ресурсами, где находится цветущий оазис, населенный преимущественно женщинами – маленький островок гармонии и мира посреди охватившего мир хаоса. Однажды мы уже видели эти территории после их уничтожения. Теперь же нам дают возможность увидеть, какими Зеленые земли были на пике своего развития. Похитив из рая юную Фуриосу – дочь одной из амазонок, коварный лидер банды байкеров Дементус жестоко убивает мать на глазах девочки. После этого главной миссией плененной Фуриосы, лишенной дома и матери, становится месть. Собственно, вся картина посвящена попыткам воительницы вырваться из плена, уничтожив всех, кто встанет на пути. Как мы помним из событий «Дороги ярости», Фуриоса все же увидит свою родину вновь, поэтому в большей степени история освещает не столько путь героини домой, сколько путь от невинного ребенка к бесстрашной военачальнице.
Среди очевидных плюсов «Фуриосы» можно выделить, в первую очередь, отсутствие каких-либо попыток превзойти своего предшественника как в плане фабулы, так и в плане постановки трюков – одного из ключевых элементов франшизы. Вместо этого Миллер и его супруга Маргарет Сиксел, ответственная за монтаж, предлагают нечто совершенно иное. Экшн здесь не такой сумасшедший и хаотичный, но при этом все действие преподносится как более личное и решает, в том числе, определенные драматургические задачи. Любая динамичная сцена здесь – будь то перестрелка или автомобильная погоня – полна психологизма и саспенса, что придает им большей значимости в контексте истории.
Безусловно, во вселенной, полной таких ярких персонажей, нельзя не отметить и актерский состав. Подобно «Дороге ярости», здесь второстепенные герои так же выразительны и временами умудряются перетянуть на себя одеяло. Особого внимания заслуживает едва узнаваемый Крис Хэмсворт в роли главного злодея Дементуса, стремящегося подчинить себе всю Пустошь. Если в роли комиксного Тора в фильмах киновселенной Marvel его ужимки были порой чрезмерны и неуместны, то в мир «Безумного Макса» они вписались идеально. Австралийцу удалось соблюсти идеальный баланс между юмором и драмой, представая перед зрителем то ловким хладнокровным убийцей, то безумным тираном, то инфантильным трикстером. Для тех, кто привык видеть Хэмсворта в одном и том же образе, роль злого, но харизматичного бандита точно удивит. Радуют и остальные лица в актерском ансамбле – от молодой версии Несмертного Джо с его разношерстной свитой до сослуживца и союзника Фуриосы, то и дело вызывающего стойкие ассоциации с уже известным нам Максом. Аня Тейлор-Джой, чье лицо мелькает во всех рекламных материалах, появляется в кадре лишь к концу первого часа, и это тот случай, когда промо-кампания не раскрывает зрителю всех важных карт: больше трети хронометража на экране блистает молодая и талантливая Алила Браун, что для зрителя точно станет сюрпризом, но сюрпризом довольно приятным.
Остальные фирменные элементы вселенной «Безумного Макса» тоже на месте – это и эпичные полусинтетические музыкальные темы Тома Холкенборга, и фирменная гомоэротика костюмов, отсылающая к фэнтезийным работам Бориса Вальехо и Фрэнка Фразетты, и горящие, насыщенные цвета. Временами фэнтезийность демонстрируемого мира настолько зашкаливает, что появляется ощущение просмотра новой сказочной картины какого-нибудь Терри Гиллиама. Можно с уверенностью сказать, что для Миллера, как для большого автора, это был бы большой комплимент.
Но не обошлось и без минусов, главным из которых можно назвать раздутый хронометраж в два с половиной часа. Именно это, скорее всего, повлияло на постоянно сбивающийся ритм картины. Некоторые сцены слишком монотонны и затянуты, когда в других не хватает воздуха. Также в картине есть и эпизоды, без которых история не потеряла бы ни капли смысла. Они хорошо погружают в атмосферу окружающего пространства, но с этим уже прекрасно справился предыдущий фильм. Также, подтвердились и опасения фанатов, возникшие еще на этапе трейлеров, когда картинка казалась перенасыщенной компьютерной графикой, в то время как «Дорога ярости» выглядела весьма натуралистично. Как говорится, хороший CGI – это невидимый CGI, но в «Фуриосе» графика действительно бросается в глаза. И пусть в плане визуальных эффектов фильм все еще дает фору любой крупной комиксной премьере, этот досадный факт нельзя проигнорировать.
При этом, что интересно, все обозначенные минусы настолько незначительны на фоне разворачивающегося действия, что повлиять на общее впечатление они едва ли способны: с первых кадров мы понимаем, что смотрим большое авторское кино о мире, дорогом сердцу его создателя, а это значит, что дорога будет максимально безопасной. Однако, несмотря на качество фильма, не возникает желания вернуться в эту вселенную сразу же. Зритель ждал появления четвертой части «Безумного Макса» тридцать лет. «Фуриоса» вышла спустя девять. И каждый из фильмов был своевременным. Каждый раз мы успевали соскучиться по героям Пустоши. А потому хочется лишь пожелать Джорджу Миллеру крепкого здоровья и долгих лет жизни, чтобы успеть соскучиться по его сказкам снова.
Поддержите журналистику, которой доверяют.