4442
28 ноября 2025
Галия Байжанова, кинокритик

Мир Дикого Запада: рецензия на сериал «MŪNAI»

Гангстерский сериал на местном материале

Мир Дикого Запада: рецензия на сериал «MŪNAI»

На этой неделе состоялась премьера криминального сериала Дархана Тулегенова «MŪNAI» («Мұнай»/«Нефть»), снятого в Западном Казахстане. Мероприятие прошло в рамках презентации онлайн-кинотеатра Freedom Media и стало одним из главных кинособытий года, ведь снят сериал великолепно. Это крутое гангстерское кино на аутентичном местном материале.

Новый проект стал коллаборацией двух интересных авторов: с одной стороны, один из самых ярких казахстанских режиссёров, умеющих работать в авторском жанровом кино — Дархан Тулегенов. С другой — талантливый сценарист и теперь креативный продюсер Сергей Литовченко (соавтор хайповых сериалов «5:32», «1286», «Сержан Братан» и др.).

Литовченко всегда работал с Алишером Утевым, но их дуэт с Тулегеновым — это кино нового уровня. Сам же Алишер выступил здесь продюсером и идеологом новой платформы. Идея этого сериала принадлежит ему.

Свое умение снимать энергичное, брутальное, отчаянное и по-хорошему сумасшедшее и дикое кино Дархан Тулеген показал публике ещё в «Sheker. Последний шанс», но там порядком хромал сценарий, здесь же он написан опытным автором и кино получилось по-настоящему топовым.

Несмотря на то, что казахстанский кинематограф никак не может оторваться от 90-х, темы братков и кровавого беспредела, этот сериал всё равно нельзя не хвалить.

Потому что кинематографически там всё превосходно. К слову, после того, как вчера выложили первую серию на YouTube, её уже посмотрели больше 200 тысяч человек и отзывы только комплиментарные, и порой матом — потому что нет слов, одни эмоции.

Интересная деталь: на премьере актёр Нышанбек Жубанаев сказал, что на показе заметил, что часть казахских матов была запикана, а это, по его мнению, чуть скрадывает впечатление, ведь там «нецензурные слова — это искусство». В YouTube обещали выложить версию с оригинальной бранью. Но это искусство, видимо, будет не слабонервных. Как-то разницу в использовании матов на разных языках объяснял блогер и популяризатор казахского языка Глеб Пономарев, он заметил, что англоязычные маты, особенно их слово из четырёх букв мы вообще не воспринимаем как мат, русские крепкие слова уже так привычны, что часто звучат как междометия, а вот с казахскими матами шутить нельзя, они настолько брутальные, что хочется тут же ответить.

О чём сериал «MŪNAI» («Мұнай»/«Нефть»)

Действие сериала происходит в 90-е — где-то в условном городе в Западном Казахстане. Вокруг царит бедность, разруха, вся территория поделена между враждующими криминальными группировками, а рэкет контролирует все более-менее доходные места. Но когда лидер одной банды, бывший спортсмен Аман (аутентичный для любого хорошего кино Данияр Алшинов), решает выйти на новый уровень и «присасывается к трубе» - нелегальной продаже нефти, его конкурент Сабыр (один из самых харизматичных антагонистов казахского кино Нышанбек Жубанаев) объявляет ему войну. С этого момента город превращается в зону тотальных боевых действий. Убивают везде — жестоко и часто изобретательно. Война за чёрное золото становится ещё ожесточённее, когда из армии приходит младший брат Амана — неуправляемый Султан (талантливый, многогранный Айбар Салы).

Сериал начинается с поэтичной сцены. Двое на фоне невероятного и очень сурового Каспийского моря говорят о красоте, это задаёт тон всему шоу — несмотря на то, что здесь кровь будет литься рекой, будут бесконечные драки, перестрелки, жестокие убийства, всё равно этот сериал не про насилие, а про то, как мелочны порой человеческие желания — жажда власти, денег и доминирования. И невероятная казахстанская природа, наше великое Каспийское море только это подчёркивает. Оно здесь как молчаливый и безучастный свидетель мелких стремлений и больших пороков. Режимы будут меняться, люди рождаться и умирать, а оно тут было и будет, как миллионы лет назад до человеческой истории, когда оно было частью древнего океана Тетиса, точнее, северной его части Паратетиса.

Как устроен сериал «MŪNAI» и чем он хорош

Прежде чем перейти к разбору сериала, позволим ещё несколько слов о режиссёре проекта. Дархан Тулегенов, заявивший о себе в кино полнометражной авторской драмой «Братья», очень хорош и в жанровом кино. Именно умение работать в нише популярного кино, но авторскими методами и делает его фильмы особенными. Для него «MŪNAI» — это уже третий жанровый проект. Первой картиной была драма «Жаза» (в переводе с казахского «Возмездие»). В кулуарах говорят, что она получилась очень впечатляющей, но по разным причинам так и не вышла в прокат: по сюжету дочь полицейского, который имеет тесные связи с преступным миром, насилуют и делают это те, с кем он знаком. Возмездие в его лице приходит незамедлительно.

Вторым был «Sheker. Последний шанс». Хотя претензий к картине можно предъявить немало, Тулегенов превратил кино в аттракцион невероятной красоты. Эти нескончаемые адреналиновые погони по неоновому Бангкоку, умопомрачительные пробежки главного героя, уморительные драки в тесных туалетах, кровавые перестрелки в закрытом пространстве, были впечатляющи. Поскольку часть событий происходила в Таиланде, казалось, что жестокость и брутальность снята в лучших традициях корейских, гонконгских триллеров и индонезийских боевиков, но тут, при переносе событий в Казахстан, в родные мангыстауские степи и на каспийское побережье, оказалось, что всё же это никакой не заимствованный, а наш, казахский киностиль — брутальный, жестокий, бескомпромиссный, с хорошим, часто чёрным чувством юмора, отличной музыкой и невероятными пейзажами.

То, как Дархан использует ландшафты, а особенно интерьеры для своих историй, восхищает — мало кто у нас умеет работать в замкнутом пространстве так, как он. В «MŪNAI» одинаково интересно выглядят и тесные квартирки бандитов, похожие на берлоги, и накачанные тестостероном спортзалы, и местные бордели, и даже, казалось бы, самый обычный автомобильный салон.

Сцена в машине, которая открывает первую серию, выглядит образцом гангстерского кино. Вместе с тем, чтобы оставить бандитам хоть долю человечности, режиссёр показывает их персонажами, которым не чужды ни нежные чувства, ни любовь, ни преданность, ни даже подвиг, как бы это ни звучало в контексте того, что они убийцы. Сцена в спортзале с танцующими бритоголовыми парнями одновременно похожа на клип французской группы The Blaze (особенно на Territory, снятую с алжирскими танцорами) и на дерзкое, молодое авторское кино, созданное в экзотичных трущобах. А блестящий и полный экспрессии танец героя Нышанбека Жубанаева — ничто иное как ритуальный танец выжившего воина.

У Дархана как у никого другого, очень хорошо работает телесная драматургия, когда все понятно без слов, на уровне тела и взглядов — у героев резкие движения, в некоторых сценах слишком тесный, близкий контакт, даже руки всегда «говорящие» — они вымазаны то кровью, то нефтью, заняты то убийствами, то последующим за ним наказанием и выпиливанием тюремных игрушек.

Его параллельный монтаж прекрасен — пока один герой пытается вернуть себе величие в постели, его звериная братия пытается вернуть ему величие на рынке. Массовые батальные сцены сняты эпично, а все эти перестрелки под классическую музыку делают из очередного сериала про 90-е настоящее зрелище. Еще одним достоинством работ Дархана Тулегенова является атмосферность, его 90-е — это первые тенге (осторожно — вызывают ностальгию), музыка из магнитол, латиноамериканские сериалы по телевизору и кожаные куртки.

Интересная драматургия

В сериале «MŪNAI» очень хороший сценарий — причём и структурно, и на уровне диалогов и ярких реплик — здесь Сергей Литовченко, как всегда, показал высокий класс.

«Деньги большие, жизнь короткая», - говорит один из героев, и эта мысль идёт красной нитью через весь сериал.

Безбашенные молодые мужчины будут пытаться заработать за свою короткую жизнь максимально большие деньги. Приятно, что с «MŪNAI» есть небольшие драматургические фишки (взять хотя бы трюк с сигаретами), которые очень украшают сюжет.

Несмотря на избитость темы, интересен главный конфликт между двумя героями, с одной стороны, это старый «волк» Сабыр (Нышанбек Жубанаев), который играет так виртуозно, что и правда, похож на дикого зверя (это комплимент), с другой стороны, это молодой спортсмен, делец Аман (как всегда невероятный Данияр Алшинов), который так амбициозен и жаден, что у него всего должно быть, да побольше, даже женщин. Он прёт в опасные передряги не как танк, как КАМАЗ (их по сюжету много). Характеры героев объёмны и хорошо прописаны, во всяком случае, в первых двух сериях заявка на персонажей хорошая. А вот смогут ли удержать накал авторы до 12-й серии — это вопрос.

Герой Нышанбека, который в одних вещах альфа-самец и брутал, а в других совершенно бессильный и слабый персонаж, как Тони из «Клана Сопрано», ловящий панические атаки и сидящий у психолога. Его имя Сабыр, что означает «Терпение», иронично, ведь мужчины из старой гвардии как раз обладали резиновым терпением ко всем обстоятельствам. Герой Данияра Алшинова — Аман, это уже человек нового поколения, он не курит, спортивен, дисциплинирован и понимает, что далеко на криминале не уедешь, для крупных денег нужны другие методы, возможно, даже учёба и внедрение в более высокие круги. Он дерзок, амбициозен и бесстрашен.

При определённых обстоятельствах этот конфликт между стариками и молодежью можно было счесть за аллюзию на битву между старым и новым Казахстаном, но как авторы развернули сюжетную линию, пока непонятно. Люди, оказавшиеся в эпицентре перемен и вынужденные принимать сложные решения — в общем-то очень богатый драматургический материал. Но есть ли в сериале ответ на вопрос: что люди из 90-х сделали такого, что мы сейчас живём так живём, или это будет просто локальная выдуманная мини-история с выяснением отношений на одной суровой территории, пока непонятно.

Одной из центральных фигур сериала «MŪNAI» стал герой Айбара Салы, дебютировавший в большом кино в «Братьях» Дархана Тулегенова. Затем актёр стал звездой криминального сериала «Чёрный Двор» (сейчас в Кыргызстане снимается полнометражный фильм по нему), потом очень успешного фильма Диаса Бертиса «Приговор», и снялся в «Казахских страшных сказках» Адильхана Ержанова. Его противоречивая актерская натура, в которой есть хрупкость и уязвимость с одной стороны, а с другой, брутальность и склонность к жестокости, позволяет ему играть невероятно интересных персонажей. Здесь он приходит из армии со шрамом на виске и некоторыми ментальными особенностями, что делает его героя непредсказуемым и неуправляемым. Может, пока не молодой Аль Пачино из «Крёстного отца», но сценарный задел на казахского «Майкла Корлеоне» авторы сделали. И кто если не Дархан лучше всего расскажет нежную историю двух братьев? Амана и Султана?

Ну и наконец, еще один достойный внимания персонаж — это милиционер Олжас, которого сыграл Куандык Жунис, удивительным образом похожий на советского актёра Анатолия Папанова. Интересно, что в казахских сериалах представители органов власти порой кажутся опаснее самих бандитов, там, где они учились, те преподавали и это делает образ Олжаса ещё более любопытным.

В сериале на удивление много женских персонажей, и их играют молодые актрисы: Акнур Рахат (возлюбленная Амана) и Дана Акнур (возлюбленная Сабыра), сыгравшая героиню с непростой судьбой по имени Айжан. Последняя появляется только в третьей серии, но авторы обещают, что её линия «разобьёт сердце вдребезги». Еще одна скромная, но потрясающая актриса — это казахстанская нефть. Сцены с её участием неожиданно поэтичны и порой драматичны, в ней скрывают улики и секреты, ставят ею метки и благодаря ей обнажаются человеческие характеры и вылазит наружу нутро.

Одним словом, в сериале блестящий каст, все актёры как на подбор. Герой Данияра Алшинова обаятелен (как в «Бое Атбая» Ержанова) и жесток как в «Голиафе» того же Ержанова. Кстати, даже одна сцена в «MŪNAI» похожа на сцену из «Голиафа» - криминальный авторитет наказывает ослушавшегося его «солдата». Но то, как герой Алшинова наблюдает за нефтяными вышками под романтичную и нежную музыку alystadyn & tartrar.ly, вселяет надежду на то, что он окажется более эмпатичным, чем его Булеген Пошаев. Айбар Салы здесь одновременно уязвим, хрупок и тут же воинственен, и брутален. А Нышабек Жубанаев вообще создал один из самых запоминающихся образов бандитов, его общение с экранными партнёршами - отдельный вид юмора и драмы.

Сериал красив (его снимал молодой кыргызский оператор Каныбек Калматов), в нем много атмосферной музыки от свежих исполнителей (вновь отметим alystadyn & tartrar.ly), а также сразу трёх композиторов: Саиду Дюсенову, Арсения Старцева и Роберта Зиганшина.

Словом, сделано всё, чтобы проект смотрели с удовольствием. Всего в сериале «MŪNAI» 12 серий по 40 минут. С сегодняшнего дня уже можно посмотреть две серии, 4 декабря выложат ещё две серии и так каждую неделю.