На днях начали снос алматинского трамвайного депо. Краевед Неля Букетова рассказывает что о трамвае писали газеты в 1937-1938 годы
«Ежедневно, с раннего утра до полуночи ходит трамвай...»

Неля Букетова, краевед, специально для Vласти

Я всегда испытывала нежные и теплые чувства именно к трамваю и сейчас мне его очень не хватает. Я всегда на трамвае куда-то подъезжала. Мне трамвай казался самым безопасным видом транспорта – он же едет по рельсам и никуда не может съехать (как оказалось – может). К тому же трамвай считается самым массовым видом общественного транспорта. А с нашей экологией (извините за тавтологию) экологичность трамвая нельзя недооценивать.

80 лет назад, 7 ноября 1937 года алма-атинцы оказались свидетелями рождения нового вида городского транспорта: в Алма-Ате начал работать пассажирский трамвай. О трамвае писали газеты, толковали на улицах. Обратите внимание, как часто появляется трамвай на снимках того времени. Трамвай — знак времени, своего рода символ, отражающий новый ритм жизни старой Алма-Аты.

С чего же начинался наш трамвай?

Решила начать с просмотра газет. Остановила свой выбор на вечерней газете «Социалистическая Алма-Ата» за 1937-1938 годы. В свое время в редком фонде Национальной библиотеки я работала с газетой «Семиреченские областные ведомости», которая оказалась просто кладом всяких сплетен и «событий». «Социалистическая Алма-Ата» меня удивила странной похожестью на это дореволюционное издание. Тот же стиль, те же городские новости. Что ж, полистаем газету в поисках нужных новостей.

«Кинотеатр «Алма-Ата» (Парк Федерации)

звуковая комедия «Марионетки»

В парке Федерации» в ночь с 5 на 6 июля масса аттракционов, большой фейерверк, вечер огня

Массовики затейники, баянисты, хор 1400 (!) человек,

Концерты до 3 часов утра

Танцы до 4 часов утра

Играют 6 оркестров».

Трест «Казпиво»

«В ближайшие дни трест «Казпиво» в своем здании (ул. Карла Маркса №92, уг. Калинина) открывает образцовый магазин и летний павильон прохладительных напитков и мороженого».

Кафе «Лето»

«Открыто ежедневно 8 утра до 1 часу ночи по проспекту Калинина (ул. Байсеитовой - прим. V), возле кино «Ала-Тау».

Кафе «Лето», фотография 1952 года. Из фонда Центрального государственного архива кинофотодокументов Республики Казахстан

Горветка – Яблочная улица

«Гордорстрой закончил строительство мостовой на улице Дзержинского. В связи с этим транспортное управление открывает новый автобусный маршрут. По этому маршруту машины будут ходить от горветки до автостанции, затем по улице Фурманова до Гоголевской, по Гоголевской – до улицы Дзержинского и по улице Дзержинского по проспекту Калинина.

По улице Калинина автобус пойдет за Малую Алматинку до конца Яблочной».

Сбор яблок

«В пригородных колхозах столицы начался массовый сбор урожая летних сортов яблок. В колхозах «Горный Гигант», «Луч Востока» и других снимают столовку, медовку. Зреет ароматный белый налив. Колхозники собирают невиданный урожай яблок».

[Не смогла удержаться от комментария: а сейчас - ни колхозов, ни яблок. - Н.Б.]

Асфальт на проспекте Сталина

«После работы на проспекте Ленина гордорстрой приступил к благоустройству проспекта Сталина (ул. Аблай хана - прим. V). До наступления дождей асфальтобетоном покроется весь проспект Сталина от Госпитальной до улицы Гоголя».

35 километров новых тротуаров

«Тресту гордострой отпущено 1700 тысяч рублей на строительство новых асфальто-бетонных тротуаров. В прошлом году в Алма-Ате было выстроено 12 километров тротуаров. В текущем году трест дорожного строительства должен построить 35 с половиной километров асфальтобетонных тротуаров».

Оформление улиц

«Подавляющее большинство домов на улицах Алма-Аты окрашено в неприглядный светло-желтый цвет. Сейчас в архитектурно-планировочном управлении города утверждены новые цвета для оформления улиц Алма-Аты. Для зданий принят светло-сиреневый цвет с различными оттенками».

Дорожное благоустройство Алма-Аты

«Президиум Алматинского городского совета утвердил план работ по строительству мостовых из колотого и булыжного камня. Город - станция Алма-Ата 1-я, протяжением 7 километров, и Алма-Ата – курорт Алма-Арасан. Будут замещены 4,4 километра Ташкентской аллеи, 1,5 километров улицы Пастера и т.д. Всего в 1938 году в Алма-Ате будет замощено свыше 50 километров дорог и мостовых».

Расширение зоопарка

«Алматинскому зоопарку дополнительно отведена площадь в 11 гектаров. На новых участках начинается строительство вольеров и помещений для зверей».

Проект публичной библиотеки

«В мастерских Казгоспроекта составлен проект здания Государственной публичной библиотеки, которая будет строиться на проспекте Сталина.Стоимость строительных работ – 4 миллиона рублей».

Наконец нахожу то, что нужно.

«Постановление Президиума Алматинского горсовета от 23 августа 1934 года об утверждении трассы постройки трамвая

а) первой очереди:

1-я линия - от городского вокзала по Вокзальной улице до Ташкентской аллеи, по Ташкентской аллее до Красноармейской улицы, по Красноармейской до Лагерной и по Лагерной до Таранчинской

2-я линия – от Кашгарской по Пастера до Талгарской, общим протяжением 8.7 километров.

б) второй очереди:

По Талгарской от Пастера по Комсомольской до Таранчинской, и по Таранчинской от Лагерной до Пастера, общим протяжением 6 километров».

Первые рейсы трамвая

«Празднование 20-летия Великой Октябрьской Социалистической революции в столице Казахстана ознаменовалось новой победой: в ночь с 5 на 6 ноября по улицам Алма-Аты прошел трамвай. 6 ноября на линию были выпущены 4 моторных вагона. Производилось опробование пути вагонов, проверялась работа вагоновожатых».

7 ноября 1937 года. Фото из архива Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.

«7 ноября, после демонстрации, в течение нескольких часов в трамвае катали детей. 8 ноября на линию вышли 4 вагона. Было перевезено 9 тысяч пассажиров. 1 декабря трамвай перевез свыше 20 тысяч пассажиров. Пробный пуск трамвая показал, что работники трамвайстроя выдержали испытание на качество работы. Трудящиеся столицы Казахстана получили удобный и дешевый транспорт».

Первый выпуск водителей трамвая

«Управление трамвайстроя подготовило из числа работающих на строительстве линии 46 вагоновожатых, в том числе 24 казаха. 39 работниц трамвая окончили курсы кондукторов».

Первый выпуск водителей трамвая, 1937 год. Фото из фонда Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК.

Трамвайные вагоны

«На днях коммунснаб получил для трамвайстроя три моторных трамвайных вагона. Сейчас трамвайстрой имеет 5 моторных и 5 прицепных вагонов, которые полностью обеспечат трамвайное движение по магистралям первой очереди.

Наркомхоз КазССР получил из Москвы сообщение, что Госплан Союза выделил для алматинского трамвайстроя дополнительно еще 8 вагонов. Вагоны строятся на Усть-Катаевском заводе».

Строительство новых линий трамвая

«1 декабря 1937 года в столице Казахстана вступил в эксплуатацию трамвай. Ежедневно, с раннего утра до полуночи, протяжением 7,5 километров ходят 19 трамвайных вагонов. Тысячи трудящихся пользуются этим дешевым средством передвижения. Первые двадцать дней работы трамвая показали, что количество курсирующих вагонов для обслуживания трудящихся явно недостаточно. Этот недостаток в ближайшее время будет устранен.

На Мытищинском вагоностроительном заводе по заказу Алматинского трамвайстроя изготавливают 8 моторных и прицепных вагонов. Будущая трамвайная линия нанесена на карту города. Она должна связать город с окраинами и соединить прямой линией южную и северную части города».

Строительство трамвайной линии продолжается

«На Ташкентской аллее ведутся работы по укладке второго пути. Идут работы по Уйгурской улице, здесь, в месте пересечения с Гоголевской улицей, строится разъезд. Развернута работа и на других участках. Отведены специальные участки для постройки трамвайных станций и павильонов на важнейших остановках трамвая - у городского вокзала, на Комсомольской и других улицах».

Трамвайные неприятности

«В конце дня, 29 января, на площади у городского вокзала пассажиры ждали трамвай ровно полчаса. Когда же тронулся перегруженный состав, на Ташкентской аллее навстречу попалось подряд три моторных вагона с прицепами. Это только один из бесчисленных примеров плохой работы городского трамвая.

Кондукторы и контролеры не следят за порядком в вагонах. Грубость и недисциплинированность кондукторов уже становится поговоркой. Нередко вагоны идут с недопустимой перегрузкой».

Случай в трамвае

«Трамвай шел по Ташкентской аллее вверх. На одной из остановок вошел газетчик с пачкой только что вышедших газет. Пассажиры приняли его появление как заботу о них. Но в дело вмешался зычный голос кондукторши: «Прекратить торговлю! Здесь не базар».

Напрасно хор возмущенных голосов убеждал кондукторшу в нелепости ее запрещения».

Новое трамвайное кольцо

«Закончились последние работы на строительстве трамвайной линии на Уйгурской улице. Строители городского трамвая уже несколько дней ведут работы на Лагерной улице.

Второе трамвайное кольцо вступит в эксплуатацию к 1 мая текущего года».

12 миллионов пассажиров

«С первого дня пуска до 15 марта городской трамвай перевез 2824 тысячи пассажиров – почти 3 миллиона. Трест железных дорог запланировал в 1938 году перевести 12 миллионов пассажиров».

PS: У нас в городе появляется интересная традиция: как только что-то исчезает – создаются музеи. Исчезли яблоки – создается музей яблок. Звонили мне на днях насчет музея. Я уж не говорю про апорт - почти забыла вкус столовки и лимонки. На базарах продают китайские и польские яблоки…

Перестал ходить трамвай - на месте трамвайного депо, опять-таки, решили организовать музей…

Краевед, автор книг о Верном.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые