• 3636
Сенат в первом чтении одобрил поправки в закон «О судебной системе и статусе судей».

Cофья Пашкова, Астана, Vласть

Сенат на пленарном заседании одобрил в первом чтении проект конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей».

«Проектом изменяется понятие отставки судьи, — пояснил, представляя законопроект, председатель надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного суда Елис Абдыкадыров. — Вносится поправка, в соответствии с которой приостанавливается полномочия судей по истечении 1 месяца со дня подачи заявления об освобождении от должности по собственному желанию».

Также «инициированы изменения, направленные на повышение социального и материального обеспечения судей, в частности выплата выходного пособия в размере четырех среднемесячных заработных плат с предоставлением права приватизации служебного жилья в случае реорганизации или упразднения суда, уменьшения числа судей суда».

Данными поправками усиливается независимость судей, совершенствуются процедуры конкурсного отбора на судейские должности, при этом усиливается роль общественности при отборе кандидатов в судьи.

Вводятся также поправки, предусматривающие введение в структуру верховного и областных судов новых органов, президиумов пленарного заседания верховного и областных судов. Эти органы планируется создать для рассмотрения оперативных вопросов, таких как, итоги проверки работы судов, координация деятельности судов и других типовых опросов, требующих незамедлительного организационного решения.

Кроме того, уточнена компетенция пленарных заседаний верховного и областных судов, учтено представление председателя судов и коллегии судов при освобождении их от должности по собственному желанию, к назначению на вакантную должности судьи, равнозначного либо нижестоящего суда без конкурса, в случае отсутствия вакантной должности судьи в соответствующем суде.

«На вакантные должности председателя районного суда стаж работы в должности судьи должен быть не менее 5 лет, председателя и председателя судебных коллегий областных судов — не менее 10 лет. Предусматривается приоритет лицам, находящимся в кадровом резерве при отборе претендентов на руководящие судебные должности», — пояснил Абдыкадыров.

Сенаторы подняли вопрос о возрасте выхода судей в отставку. Депутат Куаныш Айтаханов удивился, почему для судей предоставлен такой ранний срок выхода в отставку — всего 15 лет.

«Судья, имеющий 15 лет стажа, у которого безупречный стаж и предлагаете поправку, если у него стаж безупречной работы 15 лет (он может уйти в отставку). Например, в 25 лет он становится судьей, через 15 лет ему исполняется 40 лет. Это такой возраст, когда он работает честно. Почему разрешаем ему уходить в отставку в 40 лет? Почему не в 50, почему не через 25 лет? Если он безупречно будет работать 25 лет судьей, ему можно будет отправить на заслуженную отставку. А 40 лет для нас получается большая издержка. Когда мы найдем опытных судьи, как минимум 20 лет они еще могут работать судьями. Это молодые, опытные судьи — в 40 лет».

Депутат сената, ранее известный казахстанский судья Людмила Полторабатько пояснила коллегам положения законопроекта, касающиеся почетной отставки судей. «В закон вносятся изменения, уточняющие и поднимающие статус почетной отставки. В основном, это право судьи выйти в почетную отставку при достижении 15-летнего стажа судебной работы, которая дает определенные права, выплаты в соответствии с данным законом. В основном, как показывает практика, судьи выходят в почетную отставку по достижении пенсионного возраста, редко кто уходит по истечении 15 лет работы, — пояснила депутат. — Второе, почетная отставка налагает определенные обязанности на судью. Он не имеет права больше работать в других каких-то коммерческих структурах, на госслужбе находиться, он может заниматься только преподавательской либо деятельностью».

Сама отставка, по словам сенатора, «предоставляет правовые и материальные гарантии предусмотренные законом — это право на жилье, медобслуживание». «И причастность к судейскому сообществу, и на него распространяются такие же гарантии неприкосновенности как на судью. Но в то же время налагает обязанности по поведению и содержанию морального облика как и на действующего судью», — подчеркнула она.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики