Почтить память жертв Великой отечественной войны, помочь 35-ти малообеспеченным семьям, найти занятие по душе для скучающей в социальных сетях молодежи – это всего лишь несколько социальных инициатив, которые нашли свое воплощение благодаря неиссякаемой энергии молодых людей и финансовой поддержке компании «Шеврон».
17-летний Ираклий Ассатиани из Ерейментау, несмотря на свой юный возраст, говорит четко поставленным голосом и уже имеет навыки проектного менеджмента. Сейчас он руководит работой команды из пяти человек. Молодые ребята готовятся к открытию городской аллеи в честь участников Великой отечественной войны и воинов-интернационалистов Афганистана. «Мы решили установить стенды с информацией о том, сколько и какую помощь внес наш район в эти две войны», - рассказывает Ираклий.
Он и его единомышленники убеждены, что необходимо «отдать дань уважения» тем пяти тысячам жителей Ерейментау, которые в свое время ушли воевать. Школьники долго собирали информацию в городском музее и военкомате, изучали старые газеты в библиотеке, записывали воспоминания очевидцев. Ираклий решил во что бы то ни стало показать городской молодежи, что «нам тоже есть чем гордиться». В результате ребята уже на стадии изготовления эскизов будущих стендов.
Социальная инициатива Ираклия стала одним из 12 проектов, которые получили грант на реализацию от компании «Шеврон» и Британского Совета в Казахстане. Команда 11-классника стала участником проекта «I-SEED: инновации – социальное предпринимательство и образование». Цель партнерского проекта по-хорошему незамысловата – способствовать приобретению молодежью знаний и навыков, необходимых для построения успешной карьеры. Для этого участники сначала посетили ряд тренингов, а теперь приступили к реализации собственных проектов.
В Астане команда из четырех студентов торгово-экономического колледжа Казпотребсоюза и пятерых волонтеров на протяжении целого месяца практически ежедневно организовывала благотворительные ярмарки «Тұмар». На них учащиеся колледжа могли приобрести канцелярские принадлежности, воздушные шары и даже свежую выпечку. Член команды 16-летняя Инкар Арипбай рассказывает, что ребятам пришлось искать партнерские компании, которые бы согласились предоставлять им свою продукцию по оптовым ценам. К счастью, такие фирмы в столице нашлись.
Девушка предполагает, что на ярмарках удастся собрать больше 200 тысяч тенге. Все они предназначены для помощи 35 студентам колледжа из малообеспеченных семей. «Благодаря этому проекту мы хотим хотя бы на несколько процентов снизить количество таких социально уязвимых людей в Казахстане», - говорит другой участник проекта, 17-летний Дархан Серболов. Парень решительно настроен продолжать организацию ярмарок в общественных местах столицы и после завершения проекта. Даже несмотря на то, что не все торговые центры, куда обращались студенты колледжа, поддерживали их начинание.
Не сдаваться, когда отказывают, молодых людей научили на специальных тренингах, организованных в рамках проекта I-SEED. Дархану и Инкар они помогли понять, что, прилагая усилия, всегда можно найти людей, готовых поддержать нужную инициативу. Ираклий на занятиях попрактиковался в умении придумать проект за несколько минут и уговорить потенциальных инвесторов вложить в него деньги. 17-летняя Рано Сулейманова из Алматы при помощи опытных тренеров научилась выражать свои мысли на публике.
Этот навык пригодился студентке алматинского государственного колледжа новых технологий, когда она вместе со своей командой из пяти человек взялась за реализацию собственного социального проекта Wiki People. «Целью нашего проекта является то, что мы хотим показать молодым ребятам, как нужно распоряжаться своим свободным временем. Для этого мы нашли таких же молодых ребят, которые будут обучать их разным видам спорта, искусству, музыке бесплатно», - рассказывает Рано. Сейчас таких молодых «учителей» в проекте порядка десяти человек. Летом на групповые тренинги, организованные молодыми людьми, приходили не меньше 50 человек.
Рано честно признается, что они в команде долго не знали, на что потратить выданный им грант. Но в итоге решение все-таки было найдено – деньги пошли на покупку инструментов для рисования, гитары, настольных игр и другого «творческого» инвентаря, который не все ребята могут себе позволить.
Совсем скоро команды представят результаты своих социальных инициатив специальной отборочной комиссии, которая выберет три лучших проекта. Именно они примут участие в народном онлайн-голосовании, по итогам которого и будет определена команда-победитель. Она, по планам организаторов, отправится в учебную поездку в Великобританию. Однако стоит признать, что победителями уже стали все 12 команд, получившие по 300 тысяч тенге на реализацию собственных проектов. Хотя бы потому, что им удалось победить безразличие людей в своем отдельно взятом сообществе.