Счетный комитет настаивает на введении механизма возврата бюджетных средств за учебу отчисленных студентов, министерство образования от идеи не в восторге.
Очередной разбор «финансовых пролетов» прошел в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета. На этот раз под пристальным вниманием бюджетных аудиторов оказалось министерство образования и науки. И не случайно - за 2015 год сумма выявленных финансовых нарушений составила почти 2 миллиарда тенге.
«Аудитом выявлены финансовые нарушения на общую сумму 1 млрд 845 млн тенге. В ходе контроля восстановлены 918 млн тенге, из них путем оценки земельных участков, числящихся на балансе у двух вузов в сумме 815 млн тенге, Восстановлены по данным бухгалтерского учета выполненными работы на сумму 102 млн тенге. Кроме того, возмещено в доход республиканского бюджета 252,8 млн тенге. Кроме этого, аудитом установлены процедурные нарушения в количестве 119 единиц на сумму 12 млрд 619 млн тенге. Сумма неэффективного использования средств составила 7 млрд 9 млн тенге», - перечислил член Счетного комитета Совхозбек Кулмаганбетов.
Проанализировал, к слову, счетный комитет лишь одно направление - управление активами в сфере высшего образования и использование средств республиканского бюджета, выделенных на финансирование высшего и послевузовского образования. Итоги аудита показали, что «в вопросах использования бюджетных средств и активов государства, выделяемых на развитие системы высшего образования, сохраняется ряд системных проблем».
Так, по данным Счетного комитета, министерством на 2015-2017 годы предусмотрены средства в сумме 2 млрд 886 млн тенге на разработку образовательных программ в сфере высшего образования, которые, как выяснилось, «не соответствует требованиям индустриального инновационного развития по подготовке специалистов».
«Не разработан порядок отбора и зачисления кандидатов в профильную магистратуру по специальности в рамках ГПИИР, отсутствует взаимодействие с работодателями, реализующими проекты ГПИИР по трудоустройству после завершения учебных заведений магистрантами. Отсутствуют договора с предприятиями, реализующими проекты ГПИИР для дальнейшего их трудоустройства. Полученные средства вузами по бюджетной программе 08, использованы на мероприятия, финансируемые по другим бюджетным программам, а также установлены факты из зачисления на мероприятия, не имеющие эффективность для учебного процесса», - перечислил Кулмаганбетов.
По итогам аудита в организациях образования «установлены осуществление деятельности без утвержденных показателей, целей и задач стратегического развития». Выявлены нарушения законодательства о госзакупках, не применяются меры по своевременному взысканию дебиторской задолженности, не соблюдение законодательства при размещении свободных средств на депозитах банков второго уровня.
«Учебный корпус Восточно-казахстанском гостехническом университете им. Серикпаева общей площадью 1295 кв метров с 1 сентября 2015 года полностью освобожден от проведения учебных занятий, здание пустует. Также пустует общежитие на 250 мест (…), также не пользуются техникой (в других местах)», - констатировал член Счетного комитета.
Защищать министерство образования и науки пришла недавно назначенная вице-министром Бибигуль Асылова. Председатель Счетного комитета Козы-Корпеш Джанбурчин, приветствуя гостью, даже заметил, что сам пытался «заманить ее в счетный комитет, но она пошла в министерство образования и науки».
«Сегодня у нее будет возможность понять, правильно она сделала или нет», - пошутил он.
Вице-министр заверила, что работа по устранению выявленных нарушений высшими учебными заведениями и министерством была начата еще в ходе государственного аудита. Так, были восстановлены по бухгалтерскому учету 919,3 млн тенге, возмещены средства в доход бюджета на общую сумму 365 млн тенге.
А «в целях повышения результативности программы подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием министерством принимаются меры по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников вузов и его мониторингу».
«В настоящее время вузами в течение учебного года проводится целенаправленная работа совместно с работодателями по содействию трудоустройству выпускников, - подчеркнула Асылова и привела такие цифры, - Как показывают данные ГЦВП, в 2015 году из 138 тысяч выпускников бакалавриата трудоудостроено 79,4%, что выше показателя 2014 года на 9,6%. Среди выпускников, обучавшихся по госзаказу, 88%, что на 7,9% выше показателя 2014 года. Отдельные выпускникп продолжают обучение в магистратуре, некоторые выходят в декретный отпуск, призываются в армию, выезжают за пределы страны».
Кроме того, она отметила, что уже проводится работа «по привлечению к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения финансовой дисциплины».
А «в целях профилактики будет проведена аттестация и пересмотрены требования к работникам финансовых служб университетов и НИИ».
Несмотря на уверенный тон и заверения в целенаправленной работе по устранению недостатков, председателю Счетного комитета доклад не понравился.
«Вы - человек новый, наверное, еще у вас опыта нет, а ваши помощники и ваши работники немножко неправильно составили вам выступление, - сказал он вице-министру. - Это не отчет. То что министерством образования и науки, тем более в последнее время, когда новая команда пришла, да и раньше, делается очень многое, в этом у нас нет сомнений. Поэтому рапортовать здесь о том, что сделано хорошего, нет необходимости. Счетный комитет это не та организация, которая заслушивает бравурные отчеты. Ваша задача была ответить на вопросы почему недостатки, которые были выявлены, случились, и что сделано для того, чтобы эти нарушения и недостатки устранить. А недостатки то серьезные - почти 2 миллиарда».
Рапортовать и отвечать на вопросы, впрочем, все равно пришлось именно вице-министру, даже несмотря на недолгий еще срок пребывания на этой должности. Правда, несколько раз она пыталась переадресовать вопросы своей команде, но получалось это не всегда. А один ответ и вовсе возмутил членов Счетного комитета.
Так, они обратили внимание на такой факт: в течение 2015 года 366 студентов были отчислены из вузов по различным причинам. На их обучение было затрачено 938 млн тенге. При этом средства бюджету возмещены не были. Такой подход членов счетного комитета удивил.
«Есть 366 человек, которые отчислены. За нарушение правил внутреннего распорядка, это значит, отчислены были, ну, понятно за что, за хулиганство там, и по собственномк желанию. На их обучение за этот период, пока они не были отчислены, было затрачено почти миллиард тенге. Только в одном году! - заявил Джанбурчин. - У меня будет просьба, и мы наверное, в постановляющей части даже запишем, что какие-то нам правила возмещения, ну как у «Болашака» надо разработать. Вам сколько надо времени?»
Советник министерства Дархан Ахмад-Заки в ответ заявил: «Мне кажется, такое нельзя разработать в ближайшее время, потому что...» Но был прерван председателем Счетного комитета: «Подождите. По крайней мере не вы будете решать, не я буду решать. Но то, что такой механизм разрабатывать надо - это, я думаю, ни у кого из здравомыслящих людей возражений не должно вызывать. Человеку на обучение затратили деньги. Он плохо учился. Его отчислили за неуспеваемость. А на его обучение затратили деньги. Он нарушал правила внутреннего распорядка, я не знаю, пьянствовал, вел себя как попало, его отчислили за это. Я думаю, какой-то механизм возмещения должен быть. Как - нельзя?»
Показывать свою принадлежность к не здравомыслящим людям представители министерства после этих слов не решились и спорить с главой Счетного комитета не стали.