Батыр.Live: Жизнь в 100 снимках

Жанара Каримова, Vласть

Фото автора

В четверг, 15 сентября, в Алматы открывается фотовыставка, посвященная Батырхану Шукенову, Vласть побывала в Esentai gallery до ее официального открытия. Николай Постников, фотограф и друг музыканта с 20-летним стажем, документировал съемки фильма Джулия, запечатлел создание первых клипов группы и снимал обложки виниловых альбомов А-Студио. Вместе с дизайнером Нурланом Турехановым они монтируют выставку и оживляют воспоминания каждой из ста отобранных фотографий.

В  Алматы целый день - дождь, небо, все больше хмурое, иногда расцветает под солнечными лучами. Вечером сквозь привычные пробки на проспекте аль-Фараби мы приезжаем в Esentai mall. В четверг здесь открывается фотовыставка, посвященная человеку, который многое изменил в сердцах казахстанцев. В сердцах тех, кто пел его песни перед Дворцом республики, тех, кто провожал в последний путь у Казахской государственной филармонии имени Жамбыла.

На втором этаже молла в Esentai gallery уже вывешаны фотографии группы А-Студио и Батыра, часть пока стоит в рамках, прислоненными к стенам и креслам. Выставят 100 фотографий, 90 из них сняты Николаем Постниковым.

В 1987 году у Николая появилась возможность подрабатывать, он сотрудничал со Всесоюзной компанией звукозаписи «Мелодия». 

«Так сложились звезды:  мне доверили делать фотографии, оформлять винилы, - рассказывает он,  – Вот мы познакомились с группой А-Студио, тогда они только отделились от Розы Рымбаевой и стали группой Алма-Ата. Позже они переименовались в А-Студио и ушли под крыло Аллы Борисовны. Я принимал участие в оформлении их первой пластинки и второй, и тех, что  выходили до отъезда группы в Москву. Тогда мы уже были друзьями».

Когда Батыр вернулся в Казахстан, они возобновили совместные работы и все диски, выходившие в Алматы, оформляла студия Постникова. Также Николай участвовал в съемках фильма и клипа «Джулия» и клипа «Сагым дуние».

Николай с улыбкой вспоминает дни съемок: «Все ребята с консерваторским образованием, люди образованные, интеллигентные, из этого складывалась работа. У Батыра особенно…он никогда не любил фальшь. Все, что делал, он всегда шлифовал до безупречности. Недоделанную работу он никогда не выпускал. Все должно было быть идеально. И мы подтягивались под такие требования».

«Концерты тут снимали. За кулисами всегда царила дружелюбная атмосфера. Всегда. Даже если это были сборные концерты, он приглашал разных музыкантов, и он всегда был душой компании, - рассказывает фотограф. - Батыр сглаживал все углы. Я за все это время не слышал, чтобы он повышал голос или как-то срывался. Никогда. Наверняка он переживал, иначе не бывает, но он этого не выносил на публику. С ним всегда хотелось работать».

Николай рассказывает, что съемки клипа «Сагым дуние» запомнились ему особенно. Вся команда работа как часы, хоть условия порой и были жесткие. Много было переездов, снимали в горах, на Капчагае, в степи, на Устюрте в Мангыстау, побережье Каспия. 

Люди его уважали, любили и работали с полной отдачей. Поэтому и качество такое хорошее.

«Я достаточно спокойно отношусь к популярной музыке, а у Батыра она была популярной, но и у А-Студио, и у Батыра она всегда была высокого качества. И, на мой взгляд, те вещи, которые он сделал национальные, в частности «Сагым дуние», «Отан ана», это просто вершина. Настолько сильные вещи, у меня до сих пор мурашки, когда я слышу. Это очень высоко, там слезу вышибает.

Когда готовилась выставка, дней за 10-15 до запуска, мы начали искать материал, и как всегда в архиве обнаружились залежи, о которых я и сам забыл. Мой сын Илья сейчас занимается развеской картин, он дизайнер. Он объединил аналоговую и цифровую технологию, вытащил старые архивные фотографии 30-летней давности. Они вновь заиграли», - говорит Николай. 

Его дети работают в его студии и с Батырханом тоже работали. Илья оформлял альбомы, а Софья запечатлела алматинский концерт.

Кроме работ Николая на выставке также представлены 7 фотографий из московского периода группы, одна из первых фотографий группы Алма-Ата, снятая приблизительно в 1987 году Алексеем Берковичем, и 2 фотографии ассистентов Постникова.

«Снимки отбирались хронологически, от самой первой фотографии группы и практически до самых последних дней. По-моему, в том уголочке, пойдемте, посмотрим, - Николай ведет меня в другую часть выставочного зала, где пока на полу, прислоненная к стене, стоит та самая фотография Алексея Берковича. - Это снято в павильоне телерадиоцентра на Мира, ныне Желтоксан. Также хотелось охватить как можно больше разного, есть немного фотографий с концерта. Раньше традиционными были рождественские встречи Аллы Пугачевой, как раз с концерта вот». 

«Вот примечательная фотография, как раз закончились концерты, Алла Борисовна уехала. Это съемочная группа фильма «Джулия» в концертном зале Олимпийский. Видите в центре на фото -  Пресняков, над ним - Анжелика Варум. Такая молоденькая, скромненькая, хрупкая девочка. Когда эту фотографию делал, она в сторонке стояла. Я говорю: «Девушка, а вы что стоите. Вы же в концерте принимаете участие?» Она так робко: «Да-а». - «Давайте-давайте в кадр». -  «А можно?» - «Конечно, можно»,- улыбается Николай своим воспоминаниям. - Много было историй. А когда мы снимали фильм «Джулия», это было в конце августа, зафрахтовали самолет. Теперь это называется чартерный рейс. И вся съемочная группа прилетела в Одессу. Снимали в Алматы, Одессе, Москве и Лондоне. Когда мы взлетели, в Москве произошел путч. Мы прилетели в Одессу, самые первые съемочные дни происходили во время путча. 

Мы работали, профессионалы, это не зависит от обстоятельств. Но фотограф на съемочной площадке всегда самый вольный человек, хотя я не только этим занимался. У меня в плеере было еще радио, я надевал наушники и слушал московские новости. И по команде «Стоп» сообщал всей группе новости, что вот зашли танки.

 Когда были съемки в Лондоне, мы улетали из Союза Советских Социалистических Республик, а домой вернулись в СНГ.

Как-то странно тогда было. А Батыр всегда, чтобы снять напряг, вспоминал анекдот или историю какую-нибудь. Он очень хорошо пародировал, консерваторские анекдоты рассказывал, концертные». 

Постников: О выставке говорить и писать сложно, фотографии для этого и существуют, нужно смотреть. Отбирались, кстати, еще по принципу того, что они должны быть выставочные. Фотографии есть документальные, прикладные, а есть выставочные. Она должна быть достойна выставки.

Мы тут с ребятами обсуждали, кто-то мнение высказывал, и я сам так думал. Подобной выставки о персоне, во всяком случае, в музыкальном мире Казахстана, никогда не было. А сын меня поправил: «Пап, а персоны такой и не было».

Каримова: Так и есть - практически все, что связано с творчеством Батыра и его уходом, вызвало реакцию, которую до этого ничего не вызывало в Казахстане.

Постников: Батыр сильно повлиял на представление о Казахстане и Алматы. Он же был еще и послом ЮНЕСКО, это тоже о чем-то говорит. Все фотографии - любимые, они же, как дети. За каждой - история создания. Тем более в советское время сложно было с техникой, ее катастрофически мало было. Вот висит фотография, где они в бархатных костюмах. 1991 год. Тогда ничегошеньки не было. Все нужно было придумывать. Эти светящиеся инструменты сделали в Алматыгороформлении. Из трубочек сделали эти неоновые надписи, инструменты. Все придумывали, делали из невероятных материалов, но делали. Получалось. 

Постников вспоминает и другую историю со съемок фильма. Им по сценарию был необходим белый рояль на пляже Капчагая: «Это же безумие. Кто даст тащить свой рояль на пляж, но мы нашли какой-то старый кабинетный рояль, наш художник Сергей Алмазов все покрасил, отсняли». 

На выставке представлены фотографии, которые ранее еще никогда не публиковались. Например, с плакатом Chack Berry или снимок, сделанный в фаст-фуд заведении Лондона. Вечером после съемок фильма «Джулия» команда продрогла от промозглой лондонской погоды и забежала общепит. Николай тогда в первый и последний раз попробовал фаст-фуд.

«Нам тогда все таким вкусным казалось», - признается фотограф.

Чуть позже в галерею заходит дизайнер Нурлан Туреханов, специально для выставки он создал несколько инсталляций. Заготовка для «светящейся медузы» уже висит в зале.

 «Маленькое пространство и мы тут не можем долго работать, только сегодня закончилась одна выставка, завтра начинается наша», - объясняет Туреханов. 

Свое знакомство с Батырханом Шукеновым Нурлан вспоминает с улыбкой: «Это было в 1993 году, он стоял в Орбите (микрорайон в Алматы - V) с Куатом Шильдебаевым, они ловили машину, а я таксовал тогда. Я тогда какие-то проекты делал, пытался наладить производство аксессуаров. Куата тогда первый раз увидел, а Батыра узнал. С большой радостью решил подвести их. У меня как раз в машине на кассете с одной стороны был альбом А-Студио, а на другой был альбом Технологии. Дружба с этого не завязалась, мы познакомились, поговорили. Куат выходил на базаре, а ехали они в Казахфильм писать что-то. И мы где-то полчаса сидели в машине, разговаривали. Потом Батыр мне автограф на кассете оставил. К сожалению, кассета не сохранилась. Позже Арман Мурзагалиев познакомил нас ближе».

Оказалось, что Нурлан чуть не снялся в клипе Батыра. После кастинга он должен был играть мужа в клине на песню «Отан ана». Но в последний момент режиссер Дин Махаматдинов решил, что у Туреханова слишком «городское» лицо. 

Николай Постников окидывает взглядом пространство: 

«Фотографии нужно смотреть, - говорит Николай. - Смотреть на выставке, потому что восприятие фотографии на мониторе - несколько другое, это просто информация, пролистали и все. А это все, - показывает он вокруг, - достойно большего внимания...Столько времени прошло». 

Он замолкает. И будто действительно осознает: 

«Боже ж мой, сколько времени прошло, действительно»...

100 снимков. Галерея жизней. И целой эпохи. У которой, теперь мы это точно знаем, есть имя. И оно живет.

Выставка Batyr.Live продлится до 16 октября в Esentai gallery. Материал подготовлен при поддержке «Samruk-Kazyna Trust».