Алмагуль Менлибаева, художница: «Я поставила крест на старом поколении»

Дмитрий Мазоренко, Vласть

Фото с сайта Lookatme.ru и aspangallery.com

Крупные политические события во многих странах зачастую деформируют настроения в среде интеллигенции. Диалог в ней еще долгое время продолжает строиться на идейных конфликтах, которые поляризуют и без того растерянное общество. Однако земельный конфликт и теракт в Актобе еще не успели запустить этот процесс среди казахстанских художников. Vласть поговорила с художницей Алмагуль Менлибаевой, которая попыталась объяснить, почему наша интеллигенция еще не приступила к содержательной рефлексии, почему художники по-прежнему тяжело находят язык с аудиторией, и почему поляризация мнений – это необходимый элемент строительства гражданского общества.

В последнее время ситуация в художественной среде выглядит, на мой взгляд, несколько парадоксально. Количество выставок, пусть и не сильно, но растет, а основательного резонанса они не получают. В то же время начинают происходить очень серьезные для нашей страны политические события, которые, наверное, должны вызывать у общества какие-то вопросы. Включая и вопросы о собственной идентичности, особенно на фоне земельных вопросов. Так вот, что, на ваш взгляд, сейчас происходит между искусством и обществом?

Я тоже много думала об этом, потому что как раз нахожусь в центре этой коммуникации. Художник — это часть общества, он отражает или говорит с ним или с какой-то ее частью. И если нет в культуре общения резонанса, то надо эту ситуацию нам внимательно разбирать. Значит, для общества искусство пока не социальный диалог и эта установка тянется за нами с советского прошлого. Если говорить о развитии современного искусства и коммуникации общества с ним, то, на мой взгляд, мы все еще переживаем оставленный советской эпохой след, и это транслируют как художники, так и зритель. Но все это неизбежно оставит нас. Тоталитарной идеологии уже нет, но культурные привычки все-таки сохраняются. И мы ведь сами необдуманно тащим их в наше время. А из этого следует, что искусство рассматривается как сервис и ничто другое. С другой стороны, я вижу параллель, где Казахстан ищет свою новую идентичность, будущее. Так как появление новых образов нам всем жизненно необходимо, потому что старые нежизнеспособны, они не представляют нас больше, и лежат на нас как старое вонючее одеяло. Хотя нас не оставляет ностальгия по привычкам прошлого, а это характерная изолированность мышления и отрицание глобализации, ее влияния на нас. А также неумение селекционировать, что стоит оставить в себе от той эпохи, чтобы перейти к строительству нового Казахстана. 

У нас многонациональная культура, она уникальна и интересна. Нужно брать во внимание, что ее образование было неоднозначным. Одна часть людей приехала в советское время в Казахстан по причине советских программ из разных отраслей. И приезжали не потому, что им заранее нравилось это место, а потому, что был заказ, необходимость, выживание. Так же, давайте не будем забывать, что в Казахстане был КАРЛАГ - лагерь для политических заключенных сталинского периода, занимавший территорию размером с Францию, погубивший миллионы судеб. И, конечно же, депортации целых народов в Казахстан в это же время. Согласитесь, это оставило большой след на нашей самооценке, которую мы еще не преодолели. И теперь, нам как их детям, нужно это понять - кто мы теперь, все эти люди, смотрящие друг на друга на выставках и арт-тусовках, на улицах, в госсруктурах, в бизнесе. Это глубокое понимание и откровение даст рождение нас самих как нового этноса и страны, поможет нам найти свое место в этом обществе.

С земельным вопросом у нас тоже был интересный момент. Та часть общества, которая выражала свое мнение – это небогатая, традиционная часть казахского населения. Казалось бы, спокойная часть, но выяснилось, что в ней есть ядро, своя собственная позиция, в ней есть волнение за свое будущее. Мы, культурная прослойка, не так выражаем свою позицию, и это перерождение нужно для взаимопонимания всех слоев общества.

Еще я вижу как страдают молодые люди. Если люди среднего и пожилого возраста до сих пор не могут пережить развал СССР, мечтают о нем, то молодые от этого очень страдают. Если мы задержим их рост, то когда им будет лет 40, мы опять получим разбитое поколение, похожее на наше. Среди нас много образованных людей, но они мало чего нового могут предложить обществу, они пользуются старыми идеями.

Давайте вернемся к недавним политическим потрясениям. На ваш взгляд, они как-то всколыхнули художественную среду? Мы же видели, как события в той же Украине повлияли на их интеллигенцию. Или мы еще пока не оправились, чтобы заняться этой рефлексией?


Покупка подписки

1 месяц

2500

1875

KZT

Купить

3 месяца

6500

4875

KZT

Купить

12 месяцев

19500

14 625

KZT

Купить