Малика Тукмадиева, аналитик, специально для Vласти
На днях СМИ растиражировали информацию о том, что с 1 января 2015 года граждане Казахстана, проживающие не по месту регистрации, могут быть привлечены к административной ответственности. Поводом послужило высказывание одного из сотрудников ДВД ВКО о том, что «в (новом) Кодексе четко сказано: где человек постоянно проживает, там он и должен быть прописан». На самом деле, ажиотаж ложный.
Вступающий в действие с 1 января КоАП никаких нововведений в данном вопросе не предусматривает: все так же административная ответственность предусмотрена лишь для владельцев жилья, зарегистрировавших у себя лиц, не проживающих у них фактически.
Тем не менее, институт прописки – мера более чем неоднозначная. Пусть наши чиновники и настаивают на том, что в нашей стране разрешительная прописка упразднена и заменена на уведомительную регистрацию, это, мягко говоря, лукавство. На практике все еще используются меры никак не совместимые с принципами уведомительной регистрации.
Предлагаем вам рассмотреть 10 причин, почему система регистрации в Казахстане изжила себя и «требует перемен».
1. Институт регистрации противоречит Конституции РК и международным соглашениям, гарантирующим фундаментальное право на «свободу передвижения и свободного выбора местожительства».
Прописка является средством контроля передвижения граждан, этого не скрывают и сами власть имущие. Например, аким Алматы Ахметжан Есимов, в 2010 году на отчетной встрече с населением, вдохновившись успехами мер по выдворению нелегальных внешних мигрантов, предложил «рассмотреть вопрос прописки» как «дополнительную меру, направленную на регулирование потока внутренней миграции».
2. Система не обеспечивает ВСЕМ гражданам возможности добросовестно зарегистрироваться
«Нет собственного жилья» - именно так, согласно социологическим опросам, объясняет отсутствие регистрации более половины граждан без прописки.
Ни для кого не секрет, что «квартирный вопрос» остается одним из самых острых социальных проблем в стране.
По статистике Национального Аналитического Центра ФН «Самрук-Казына», 29% опрошенных казахстанцев не имеют собственного жилья.
Собственники квартир зачастую не хотят регистрировать у себя квартирантов: во-первых, делать этого они не обязаны, а во-вторых, не заинтересованы в уплате налогов и дополнительных коммунальных платежей.
Требуя от регистрирующегося доказать свое право занимать жилплощадь, государство создает «нелегалов» из значительной доли вполне добропорядочных граждан, которые и рады бы зарегистрироваться, да только не имеют такой возможности.
3. Прописка – барьер к реализации гражданином своих прав и социальных гарантий
Единственным условием реализации гарантированных Конституцией прав должно быть наличие гражданства. К сожалению, у нас все основные права «привязаны» к регистрации, а не к гражданину.
Как правило, невольными нарушителями процедуры регистрации становятся наименее защищенные, малоимущие слои населения:
- переселенцы из сел и регионов,
- молодые семьи,
- выпускники детских домов,
-освободившиеся из мест заключения,
- многодетные семьи,
- инвалиды,
- оралманы,
- граждане без определенного места жительства.
Приобрести жилье для таких людей – задача непосильная, а отсутствие регистрации не позволяет претендовать на муниципальное «доступное жилье» или оформить ипотеку. Между тем, это именно те люди, которые больше всего нуждаются в поддержке со стороны государства.
Право на бесплатную медицину, образование, участие в выборах, оформление свидетельства о рождении или пенсии – регистрация затрагивает практически все основные аспекты жизнедеятельности человека. (см. ниже инфографику)
Практика привязки социальных услуг и гарантий к прописке иногда приводит к абсурдным ситуациям.
Например, гражданам без регистрации практически невозможно законным путем восстановить утерянные документы, удостоверяющие личность, так как их оформление требует прописки. И наоборот – для того, чтобы оформить прописку им необходимо предоставить удостоверение личности. Замкнутый круг.
4. Система является благодатной почвой для разгула коррупционной и теневой деятельности
У гражданина без собственного жилья имеется две опции:
не регистрироваться и лишиться тем самым государственной защиты и обеспечения;
приобрести фиктивную городскую регистрацию либо при наличии такой возможности зарегистрироваться у родственников/ друзей (которым грозит административное наказание за такое благородство).
Спрос порождает предложение: даже не смотря на предусмотренную административную ответственность, городские доски объявлений и Интернет все еще пестрят объявлениями с предложениями «100% надежной прописки».
В бизнес по оформлению «липовых» прописок вовлечены и работники государственных органов, в частности ЦОНов. Об этом свидетельствуют многие респонденты социологического опроса, проводимого нами в Астане.
Как правило, граждане, не имеющие прописки, вынуждены также платить взятки при устройстве детей в детские сады, школы, при посещениях поликлиник и т.д.
Внутренние мигранты без регистрации, часто юридически неграмотные люди, становятся жертвами вымогательств со стороны сотрудников органов правопорядка. Правозащитники неоднократно отмечали случаи использования прописки (а, вернее, ее отсутствия) как рычага точечного давления на граждан, неугодных властям.
Отсутствие прозрачности в системе также служит препятствием для уплаты налогов в государственный бюджет. Граждане без регистрации вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу без официального оформления, тем самым создавая возможность недобросовестным работодателям скрывать обязательные налоговые и прочие отчисления за работника.
Работников неформального сектора в Казахстане принято называть «самозанятыми». Согласно некоторым расчетам, почти треть всех доходов городов создается в неформальном секторе. Только вывод таких граждан в легальное поле позволит оценить реальную цену вопроса.
5. Прописка значительно НЕ влияет на миграцию
Как бы этого не хотелось чиновникам, реальность такова, что, несмотря на жесткую систему регистрации, снижения миграционных потоков не наблюдается. Напротив, миграционные процессы в Казахстане показывают тенденцию к увеличению.
По данным Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования около трети населения Казахстана с 1997 г. стали участниками внутренних миграционных процессов, а 2/3 населения городов Астана и Алматы не живут в этих городах с рождения.
Жители депрессивных регионов Казахстана, в основном, трудоспособное население, «бежит» от социально-экономической неустроенности и отсутствия перспективы. При этом, переселенцы готовы терпеть многие неудобства в городах-реципиентах, отсутствие регистрации – далеко не самое большое из них.
Вопреки вере чиновников в действенность прописки, главным сдерживающим фактором миграции является отсутствие доступного жилья, а не система регистрации. Поэтому даже отмена прописки радикально картину миграции не изменит.
6. Система лишает государство возможности получать достоверную статистику
Так, несмотря на строгие правила регистрации, ни один государственный орган не оперирует точными данными о количестве постоянно проживающего населения в городах Астана и Алматы.
Официальная статистика недосчитывает от 20 до 50% процентов населения в городах. «Чего стоят все утвержденные планы развития Алматы, если в них число жителей мегаполиса определено как 1,56 млн., а реально в южной столице проживает около 2,5 млн. жителей?» - спрашивал аналитик Нуртай Мустафаев еще в 2010 году.
Некоторые эксперты видят здесь еще одну функцию регистрации, которую бишкекский правозащитник Ирена Ермолаева обозначила как «нет человека – нет проблемы»
Ведь человек без регистрации не портит статистику по безработице или обеспеченности населения жильем, не осмелится потребовать достойного образования для своих детей или выплаты социальных пособий.
7. Система затрудняет коммуникацию государства и гражданина
В реальности, в которой только 12,5% внутренних мигрантов имеют возможность сообщить действительный адрес проживания при регистрации, нарушается краеугольный принцип действенной системы регистрации – достоверность данных.
Сегодня взаимоотношения физического лица с государством посредством адреса регистрации оказываются затрудненными. В результате, уведомления о штрафах, налоговых отчислениях, повестки в суд и т.д. зачастую не находят своих адресатов.
8. НЕ является эффективным методом обеспечения правопорядка
Обеспечение безопасности и правопорядка, в частности, в свете террористических угроз является одной из главных объяснений необходимости прописки.
На практике, наличие регистрации едва ли является препятствием на пути террористических организаций или криминальных элементов.
Гораздо большей угрозой безопасности представляется отсутствие у органов правопорядка достоверных данных о населении. Как можно выявить преступника по признаку наличия или отсутствия прописки, когда 90% внутренних мигрантов ее не имеют?
Более того, никакой связи между уровнем преступности и характером регистрации до сих пор не установлено. Наличие самых строгих систем регистрации в мире в странах СНГ отнюдь не приводит к снижению уровня преступности в нашем регионе. А отсутствие института регистрации или его либеральный характер в развитых странах не приводит к неконтролируемой преступности.
9. Система регистрации опасна тем, что она преграждает переселенцам из других регионов страны путь к интеграции в новых условия, тем самым подталкивая их к маргинализации, озлобляя и лишая человеческого достоинства.
Исключение целого пласта населения из системы государственного обеспечения и придание ему нелегального статуса в собственной стране чревато ростом социального
напряжения в обществе, поскольку это, как отмечают многие эксперты, «рождает: во-первых, неудовлетворенность условиями жизни, во-вторых, социальное неравенство».
Государство должно активно и грамотно работать по интеграции сельских мигрантов в городскую жизнь. К сожалению, до сих пор работа в данном направлении практически не ведется.
10. Жизнь без прописки существует!
Казахстанская версия регистрации, по сути, это способ государства бороться с последствиями, а не с причинами проблем миграции населения. Государственные органы прикрывают свою неспособность решать социальные проблемы с помощью ужесточения регистрационного режима.
Следует отметить, что обязательная регистрация по месту проживания является широко распространенной практикой во многих странах мира, хотя далеко не во всех.
В США, например, регистрация не практикуется в принципе, а информацию о передвижении граждан государство получает через ряд косвенных институтов, таких как водительские права, социальные страховки и налоговые декларации.
В большинстве европейских государств, институт регистрации существует. В Австрии ее можно пройти, взяв на почти бесплатный бланк и вписав в него свое имя, старый и новый адрес.
В Казахстане созрела необходимость разработки более эффективной и справедливой системы регистрации. Она должна учитывать интересы государства, не ущемляя при этом права граждан.
- Необходимо гарантировать возможность каждому гражданину зарегистрироваться по месту своего проживания без необходимости представлять доказательства своего проживания по этому адресу.
- Контроль достоверности предоставленных гражданином данных необходимо возложить на регистрирующий орган. Например, на институт участковых инспекторов, которые и сегодня должны обладать информацией о гражданах, проживающих на доверенной им территории.
- Использование возможностей, которые предоставляют современные технологии – путь по которому пошли, например, страны Балтийского региона при реформировании своих систем регистрации.
В частности, необходимо рассмотреть развертывание потенциала, который имеет Государственная база данных «Физические лица» (ГБД ФЛ). При правильной организации доступа соответствующих органов управления к общей базе данных, используя
индивидуальные идентификационные номера граждан (ИИН), компетентные органы управления в любое время смогут получить точную информацию о количестве и местонахождении граждан.
Данные, получаемые государственными органами, могут быть настолько точными, что отпадает необходимость проведения переписей населения, как это произошло в Дании.