Алматинцы не спешат пересаживаться на общественный транспорт

Тогжан Калиаскарова, Vласть

Минувший год по инициативе акима Алматы Ахметжана Есимова был назван годом развития общественного транспорта города. Vласть взялась проанализировать: стал ли общественный транспорт популярнее среди горожан, привыкших пользоваться прежде всего собственными автомобилями.

Автобус

Популярность автобуса у горожан всегда оставалась достаточно высокой. И продолжает расти: по данным статистиков, в минувшем году по сравнению с 2012-м автобусы перевезли на 7% пассажиров больше — около 211 млн. человек.

Между тем количество автобусов на улицах Алматы неуклонно снижается: в 2009 году их было 12 450 единиц и 5 684 автобусов у индивидуальных владельцев против 10 757 штук и 4 582 единиц автобусов у частников в 2013 году. Прежде всего, это связано с деятельностью акимата по упорядочению перевозок автобусами и возрождению муниципальных автопарков, которые используют исключительно работающие на газе автобусы.

Трамвай

По статистическим данным пик популярности трамваев в Алматы приходится на 2003 год. Десять лет назад в трамвайном парке города функционировало 56 трамваев, которые оказывали свои услуги 19,7 млн. граждан.

По данным за прошлый год количество трамваев в Алматы сократилось вдвое — с 56 трамваев до 27. При этом с 2012 года количество составов увеличилось на 17 единиц.

На популярность трамваев среди горожан Год общественного транспорта никак не повлиял. Алматинцев, пользующихся услугами трамваев из года в год становится все меньше. Для сравнения в 2003 году трамваи города перевозили более 19 млн. жителей, по состоянию на 2012 год — 1,9 млн. человек, на 2013 год — 1,6 млн. горожан.

Протяжность эксплуатационных трамвайных путей в двухпутном исчислении с 2003 года осталась без изменений — всего 31,5 километров.

Троллейбус

По сравнению с показателями 2012 года людей, передвигающихся по Алматы на троллейбусах, стало больше на 35%. Но если посмотреть на показатели 2003 года, то можно сделать неоспоримый вывод — популярность троллейбусов в Алматы, так же, как и трамваев, постепенно снижается. В 2003 году троллейбусы Алматы обслужили более 46 млн. чел, через десять лет — только 15 млн.

Возможно по причине непопулярности троллейбусов у горожан, количество составов троллейбусного парка сокращается с каждым годом. С 2003 года он сократился на 37%.

Метро

Второй в Центральной Азии метрополитен в Год развития общественного транспорта Алматы перевез 10-миллионного пассажира. Судя по статистике, алматинцы стали привыкать к метро. В прошлом году алматинское метро оказало услуги 6,5 млн. пассажирам, что на 10,3% больше чем в 2012 году.

В прошлом году активно шло строительство второй очереди метрополитена — две станции — «Москва» и «Сайран» должны начать работу уже в 2014 году.

В конце 2013 года аким Алматы Ахметжан Есимов ставил перед транспортниками города задачу увеличить процент горожан, пользующихся общественным транспортом, с 28 до 33 процентов. Пока о выполнении этих планов не объявлено.

На их реализацию, помимо собственно обновления парка транспорта, должна была работать система платной парковки, которая пока не введена, на эту же цель должна работать система легкорельсового трамвая, которая должна быть запущена в городе к 2018 году.

В целом очевидно, что пока алматинцы остаются верными старой привычке — использовать собственный автотранспорт, а не пользоваться общественным. Возможно, с завершением строительства второй очереди метро и введением ЛРТ ситуация как-то измениться. Но замерить это можно будет только через 3-4 года, когда проекты будут реализованы.

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики
Просматриваемые