Министр национальной экономики Ерболат Досаев представил в мажилисе пакет законодательных поправок, закрепляющих реформу системы госуправления
Так, пакетом поправок в конституционный закон «О Правительстве» уточняется компетенция Правительства, «в том числе по разработке основных направлений социально-экономической политики государства, обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка».
«За министерствами и центральными исполнительными органами, не входящими в состав правительства, закрепляются полномочия по выполнению стратегических, регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, реализации стратегических планов и программ, — пояснил Досаев. — За ведомствами министерств закрепляются функции по осуществлению регулятивных, реализационных и контрольно-надзорных функций, по утверждению нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию ведомств».
Пакетом поправок в законодательство по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления предусматривается внесение изменений и дополнений в 15 кодексов и 125 законодательных актов. В целом, пояснил министр, от правительства центральным исполнительным органам предлагается передать 1598 функций из 2442 функций.
«Данное разграничение будет способствовать „разгрузке“ правительства с усилением полномочий и соответственно ответственности центральных государственных органов за формирование и реализацию государственной политики в курируемой сфере, в том числе посредством расширения полномочий министерств: по утверждению нормативных правовых актов по реализации государственной политики в соответствующей отрасли (сфере), в том числе правила, инструкции, регламенты, квалификационные требования и другие, — объяснил Досаев, — осуществлению контроля и надзора за деятельностью центральных и местных исполнительных органов по вопросам, относящимся к полномочиям министерств; разработке и утверждению стандартов государственных услуг, утверждению стратегических планов госорганов».
Так, в социальной сфере на уровень министерств передаются 98 функций правительства по утверждению различных правил, положений, требований, форм посредством внесения поправок в 3 Кодекса и 18 законодательных актов. Например: утверждение правил аккредитации спортивных федераций; правил охраны и содержания памятников истории и культуры; перечень клинических баз; видов и объемов квалифицированной медицинской помощи и так далее.
В сфере сельского хозяйства к министерству передается 227 функций, в числе которых утверждение правил хранения зерна, определение порядка использования системы электронных зерновых расписок, утверждение формы ветеринарного паспорта, порядка аттестации ветеринарных врачей, типовых форм договоров хранения и переработки и т.д.
В сфере транспорта, связи и коммуникаций передаются 225 функций в министерство. Это утверждение правил пользования магистральной железнодорожной сетью; определение порядка перевозок пассажиров, багажа, грузов; утверждение технических регламентов в сфере автомобильного транспорта; правил оказания услуг связи.
В сфере энергетики — 83 функции (утверждение типового договора электроснабжения; правил проведения энергетической экспертизы; технических регламентов в области электроэнергетики).
Местным исполнительным органам предлагается передать 261 функцию центральных исполнительных органов. Так, в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами законопроектом предусматривается передача местным органам власти функций по лицензированию, аттестации и контролю в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, а также по контролю в сфере управления земельными ресурсами.
«В настоящее время, управлениями акиматов выполняются функции по утверждению кадастровой (оценочной) стоимости конкретных земельных участков, продаваемых в частную собственность государством; по подготовке и выдаче застройщикам (заказчикам) архитектурно-планировочных заданий на проектирование объектов местного значения и другие, — пояснил министр. — С учетом передаваемых функций в местные исполнительные органы, за соответствующим Комитетом Министерства национальной экономики сохраняется функция по контролю за деятельностью местных исполнительных органов в сфере архитектуры, градостроительства и строительства и управления земельными ресурсами. При этом, территориальные земельные инспекции и департаменты архитектурно-строительного контроля (ГАСК) упраздняются с передачей местным исполнительным органам штатной численности в количестве 515 единиц и передачей в центральный аппарат Комитета 54 единиц».
Также местным исполнительным органам в сфере сельского хозяйства передаются функции по страхованию и контролю в растениеводстве, реализации государственной политики в области развития хлопковой отрасли и семеноводства, производства биотоплива, страхования и контроля в растениеводстве. При этом местным исполнительным органам передаются из территориальных подразделений Комитета государственной инспекции в агропромышленном комплексе 110 единиц (штатной численности). Непосредственно за Комитетом госинспекции в АПК Министерства сельского хозяйства сохраняется контроль за деятельностью местных исполнительных органов в названных сферах, а также централизованный закуп препаратов для защиты растений.
Кроме того, от министерства сельского хозяйства местным исполнительным органам передаются функции по осуществлению контрольно-надзорных функций в сфере ветеринарии и безопасности пищевой продукции с передачей местным исполнительным органам из территориальных подразделений Комитета ветеринарного контроля и надзора 1097 единиц. За Комитетом ветконтроля и надзора МСХ РК сохранятся функции по контролю за деятельностью местных исполнительных органов в сфере ветеринарии и безопасности пищевой продукции, централизованному закупу ветпрепаратов, проведению противоэпизоотических мероприятий (республиканский мобильный отряд).
В сфере энергетики местным исполнительным органам передаются функции Комитета атомного и энергетического надзора и контроля в части осуществления контроля за эксплуатацией и техническим состоянием теплоиспользующих установок потребителей; контроля за подготовкой и осуществлению ремонтно-восстановительных работ по тепловым сетям и их функционирования в осенне-зимний период.
В сфере регистрации актов гражданского состояния (ЗАГС) местным исполнительным органам передаются функции территориальных Департаментов Министерства юстиции по вопросам регистрации актов гражданского состояния с передачей штатной численности районных ЗАГСов. За Министерством юстиции сохраняются функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому и методологическому обеспечению, контролю в области регистрации актов гражданского состояния.
Также, проектом Закона предполагается передача отдельных государственных функций в сферах естественных монополий, экологии, лесного хозяйства и животного мира, транспорта, энергетики, туризма, образования, здравоохранения.
«Все затратные функции будут обеспечены бюджетом и штатной численностью в соответствии с действующим законодательством», — подчеркнул Досаев.
Кроме того, разграничение полномочий затронет и уровни местной исполнительной власти. Так, с областного на районный уровень передаются 14 функций, такие как координация вопросов строительства спортивных сооружений на территории области, утверждение схемы и порядка перевозки в общеобразовательные школы детей, проживающих в отдаленных населенных пунктах.