Интеграция КВНщиков в кинематограф медленно, но верно добирается и до нашей страны. Кинокритик Карим Кадырбаев посмотрел выходящую в прокат картину Нуртаса Адамбая «Келинка Сабина» и считает выход этой ленты переломным моментом в истории казахстанской комедии.
Если до сего момента казахстанские КВНщики, как правило, оставались за кадром (в частности, Аскар Узабаев и Аскар Биссембин) и появлялись в кино, в основном, в эпизодических ролях, то «Келинка Сабина» - продукт целиком и полностью КВНовский, а точнее адамбаевский. Дело в том, что Нуртас на проекте выступил сразу в четырех ипостасях – актера, режиссера, продюсера и сценариста. Случай беспрецедентный не только в казахстанском кинематографе, но и в принципе, для СНГ. К примеру, в России Гарик Харламов и Сергей Светлаков так и не решились сесть в режиссерское кресло своих продюсерских и сценарных проектов.
Попробуем разобраться, насколько оправдан подобный перфекционизм Нуртаса Адамбая и справедлива теория «Хочешь сделать хорошо – сделай сам».
Нуртас-сценарист: Увы, сценарий в «Келинке Сабине» - самое слабое звено. Видно, что сценарист написал огромное количество шуток и уже на них попытался нанизать сюжет. Драматургия сырая с несколькими сюжетными провисами. Кроме того, Адамбай-сценарист уделяет слишком много времени Адамбаю-актеру (или актрисе?) и поэтому характеры почти всех второстепенных героев не получают практически никакого развития. Более-менее, что-то вырисовывается у героини Айнур Ильясовой, но большинство героев второго плана просто нужны, чтобы подавать реплики Сабине или отработать очередную шутку.
Побочные сюжетные линии утяжеляют хронометраж, но для сюжета никакой функции не несут. В частности, всю линию со второй келинкой можно было безболезненно вырезать. Актриса сильно переигрывает (даже с учетом общего гротеска) и эта линия оказывается не только бесполезной с сюжетной точки зрения, но и не смешной.
Что касается, юмора, то построен он по чисто КВНовской схеме. Одна смешная шутка и три проходных, чтобы забить паузу перед следующей смешной. Профессиональный киносценарист в данном случае сократил бы количество шуток и дал бы возможность раскрыться персонажам второго плана.
Нуртас-режиссер: Режиссура, с учетом того, что это дебютный проект, неплохая, но опять же построена исключительно по КВНовским правилам. У Адамбая-режиссера не поднимается рука вырезать все неудачное, что написал Адамбай-сценарист и поэтому получается у него не столько кино, сколько растянутый до полутора часов очередной эпизод из скетчкома.
Кинематографичность картине предает исключительно работа оператора-постановщика Азамата Дулатова – без сомнения, одного из самых талантливых операторов нынешнего поколения кинематографистов (наряду с Азизом Жамбакиевым и Александром Плотниковым).
Работа режиссера с актерами здесь, по всей видимости, была чисто интуитивной. Поэтому половина актеров играет казахскую «Тамашу», вторая половина в скетчком «Наша казаша».
Нуртас-актер (или актриса): Неоднозначно. Прелесть скетчкомов в том, что за 3-5 минут зритель не успевает сосредоточиться на актерском исполнении и сосредотачивается на шутках. В стоминутном фильме актерская незрелость видна как на ладони.
Чтобы мужчине сыграть женщину, недостаточно сменить костюм и накраситься, необходимо иметь высокие актерские навыки для полного перевоплощения в персонажа. В Сабине, увы, женщины не видно, а видно мужчину, играющего женщину. Отдельный привет гримерам, которые в начальной сцене не потрудились закрасить предательски пробивающуюся щетину у актера.
Нуртас-продюсер: Твердая пятерка Нуртасу Адамбаю за продюсерскую деятельность. Из нескольких десятков сыгранных персонажей, Адамбай выбрал для своего полноценного кинодебюта самый раскрученный и самый народный.
Снимать кино в Казахстане на собственные деньги считается финансовым самоубийством, но «Келинка Сабина» стала исключением из этого правила. Потенциал кассового хита был очевиден еще на стадии запуска проекта и после премьеры стал еще более очевидным. Ну и, конечно, нельзя не отметить достаточно грамотно построенную рекламную кампанию картины.
Резюме: Вполне вероятно то, что «Келинка Сабина», несмотря на все режиссерские, сценарные и актерские недостатки, станет новым рекордсменом кассовых сборов в Казахстане. Более того, процесс интеграции казахстанских КВНщиков в большое кино, скорее всего, пойдет куда быстрее. Уже сейчас идут разговоры о том, чтобы перенести героев сериала «Побег из аула» в полный метр. Вопрос лишь в том, появятся ли среди КВНовских кинопродуктов настоящее кино, а не расширенные эпизоды сериалов и скетчей?